logo
Dvoynos_Analiz_khorovogo_proizvedenia

2.3. Вокально-хоровой анализ.

Основные задачи вокально-хорового анализа: выявление выразительных особенностей хорового письма; выделение технических и исполнительских трудностей и определение способов их преодоления.

Здесь освещаются следующие вопросы: тип и вид хора, склад изложения («хоровая оркестровка»), характеристика хоровых партий с точки зрения диапазона, тесситурных условий, вокальных штрихов, роли в проведении тематического материала, а также особенности хорового ансамбля, строя и дикции.

Анализируя особенности хорового письма, следует не только определить уровень сложности или простоты изложения, но и попытаться, вникнув в замысел автора, ответить на вопрос: почему композитор избрал для данного сочинения определенный вид и тип хора, тесситурные условия, своеобразный склад изложения, выразительные особенности хоровых партий. Известно, что в средствах выразительности хоровой фактуры нет ничего случайного: все подчинено драматургическому замыслу произведения. Задача дирижера состоит в том, чтобы, изучив содержание произведения и фактурные особенности его воплощения, найти пути реализации художественных намерений автора.

Центральную часть вокально-хорового анализа представляют разбор ансамбля, строя, дикции. Анализ этих элементов хоровой звучности поможет хормейстеру понять их роль в данном сочинении, зависимость и взаимовлияние друг на друга.

Анализируя ансамблевые условия произведения, нужно помнить, что ансамбль хора – понятие многозначное, включающее в себя его различные проявления: фактурный, метроритмический, темпово-агогический, динамический, тембровый. Достижение высоких ансамблевых качеств исполнения зависит от совокупности многих факторов: от широкого или тесного расположения аккордов, от сложности гармонии, метроритма, динамики, темпа. Следует обратить внимание на ансамблевые трудности в момент смены склада изложения, темпа, динамики, после длительной паузы, при резкой смене регистров, штриха, метра и ритма.

При фактурном анализе следует обратить внимание на хоровые партии, ведущие главный мелодико-тематический материал. В гомофонно-гармонических произведениях мелодия, поручаемая обычно одной из партий высоких голосов (дискант, сопрано, тенор), должна несколько доминировать. В полифонических произведениях основной тематический материал проводится в различных хоровых голосах первым планом и, соответственно, динамически обрамляется другими партиями несколько тише (партии второго плана). Анализируя искусственный и естественный ансамбль, следует пытаться не только найти «рецепт» выравнивания или расчленения динамики предполагаемой звучности хора, но и понять тот художественный, темброво-динамический эффект, который хотел услышать в произведении композитор. Анализируя особенности метроритмического, темпово-агогического, тембрового ансамбля, следует обратить внимание на трудности и способы их преодоления, на выразительную значимость всех элементов хорового ансамбля.

Анализ хорового строя связан с рассмотрением трудностей и определением путей выработки чистоты интонирования в его мелодическом и гармоническом виде.

Важно проанализировать мелодический строй каждой партии, выделяя не только трудности интонирования, но и влияние чистоты интонирования отдельно каждой партии на выразительность общехорового строя. Здесь следует помнить, что строй – категория художественно-выразительная, а интонационные оттенки певческого звука – одно из средств музыкальной выразительности.

Решающим условием правильности интонирования в мелодическом и гармоническом строе является ладовая ясность. Все трудные интонационные комплексы должны быть ладово и интервально проанализированы и осмыслены сначала дирижером, а впоследствии, в репетиционной работе, и певцами хора. При наличии в музыкальном материале характерных интонационных тяготений, следует обратить внимание на константы-ориентиры ладовых перемен, на интервалы, дающие определенную функциональную опору строю отдельных хоровых партий и всему хору. Следует выделить интонационные построения, включающие тоны и полутоны, хроматические движения, большие интервальные скачки, повторность звуков или отдельных оборотов, то есть, обратить внимание на те эпизоды, где возможны повышения или понижения хорового строя.

Следует также помнить, что на достижение строя влияет целый ряд факторов хорового письма анализируемого произведения: метроритмическая структура (простая, сложная); темп (медленный, быстрый, средний); ладотональность (включая выбор тональности); характер мелодии и голосоведения (плавное, скачкообразное, интонационно простое, сложное); гармонический язык (простой, сложный); склад изложения (гомофонно-гармонический, полифонический); состав исполнителей (хор, солисты, оркестр); тесситура (низкая, средняя, высокая); динамика (тихая, громкая, средняя); дыхание (короткое, длинное, общее, цепное); орфоэпические особенности литературного текста. Как в мелодическом (горизонтальном), так и в гармоническом (вертикальном) строе влияние этих компонентов должно быть четко прослежено. Необходимо помнить, что в быстром темпе у певцов уменьшается возможность расслышать и осознать музыку в целом. В медленном темпе, наоборот, слух сосредотачивается на частностях и может потерять общую звуковую перспективу. Замечено, что трудно выстраивать хор в нюансах форте и фортиссимо, особенно когда громкое звучание соединяется с высокой тесситурой. Это связано с некоторым притуплением слуха певцов при насыщенном звучании, увеличением размаха вибрации и большой трудностью ансамблирования при этом. Особенно затруднительно для строя филирование в зоне переходных нот, длительное диминуэндо.

Определяя приемы работы над чистотой строя, необходимо учитывать некоторые важные закономерности строя. При гармоническом изложении горизонтальный строй должен корректироваться вертикальным, т.к. в гармонических интервалах певцы острее ощущают нестройность. При интонировании аккордов, как известно, следует обращать внимание на значение, которое приобретают они в гармоническом движении. Аккорды могут иметь либо статическое значение (тоника), либо динамическое, т.е. стремление к разрешению. Интонирование тоники отличается устойчивостью и стабильностью, нежели интонирование субдоминантовых и доминантовых созвучий, требующих гибкой интонации в движении к разрешению.

Голоса в полифоническом произведении самостоятельны, и гармоническая вертикаль служит результатом сопоставления горизонтальных линий. Один голос излагает главное, наиболее важное в музыкально-тематическом отношении, другой – очень значительное, но менее важное, третий ведет самостоятельную контрапунктирующую линию и т.д. Значение голосов по мере развития музыкальной ткани меняется, и перспектива интонационная также меняется. В полифонической фактуре важную роль играет мелодический строй отдельно каждой партии, развивающейся самостоятельно. При этом все гармонические каденции, где партии объединяются в общехоровое звучание, должны быть проанализированы с точки зрения сложности условий строя и ансамбля.

Средством донесения литературного текста хорового произведения до слушателей является дикция. «Хорошо сказанное – наполовину спето», - говорил Ф.И.Шаляпин. И дело здесь не только в том, что слово в большинстве случаев выступает наравне с музыкой. Осмысленное, грамотное и отчетливое произношение способствует образованию важнейших качеств певческого голоса. Замечено, что в разных произведениях подача слов различна: мягкая (Сквозь волнистые туманы…»), активно-действенная, как у оратора (Слава тебе, краснозвездный герой!»), твердая, призывная («Люди мира, на минуту встаньте!») и т. Замечено, что в драматических и гимнических произведениях используется более «крупная» артикуляция гласных и подчеркнутость согласных звуков. В спокойных, распевных сочинениях текст исполняется связно и звучит мягко, в маршевых – подчеркнуто и «твердо».

На качество произношения литературного текста оказывают влияние многие факторы. На отчетливость дикции влияет быстрый темп, сложный ритм и гармония, наличие хроматических движений в музыкальном материале хоровых партий, несовпадение ударных слогов в словах с сильными долями тактов, разделение поэтической мысли музыкальными паузами, распевы слогов, смена штрихов и многие другие выразительные средства. Наилучшие условия для хорошей дикции – это умеренная сила звучания хоровых голосов в средней тесситуре. Дикционные трудности могут быть связаны со звучанием отдельных партий хора в неудобных тесситурных условиях (на крайне высоких или низких звуках певческого диапазона), на переходных регистровых нотах, в неудобной динамической зоне.

Как правило, смысл слов определяется при четком произношении согласных звуков. Поэтому следует обращать внимание на их отчетливость и синхронность произношения в хоре. При этом нужно особо выделить те трудности в произношении, которые могут стать дополнительным препятствием на этапе разучивания.

На четкость дикции может повлиять частая смена способов звуковедения (штрихов). Как известно, при звуковедении leqato певцы должны уметь максимально протягивать гласные звуки и кратко, одновременно произносить согласные, правильно перенося их к следующему слогу внутри слов одной фразы и замыкая в заключительном слове фразы («…ла-сто-чка с ве-сно ю в се-ни к на-м ле-тит»). При пении staccato слоги поются в основном так, как пишутся, а значит, согласные произносятся в соответствии с грамматическими правилами («...уж бли-зок час мщень-я»). При звуковедении non legato и marcato слоги разделяются так же, как при пении leqato, но поются с необходимой мерой подчеркивания.

Отчетливость произношения – лишь первое необходимое условие передачи литературного текста. Столь же важную роль играет орфоэпия – грамотное произношение русских или иноязычных слов. В академическом пении за основу принято литературное произношение, кроме стилизации народного говора. При анализе поэтического или прозаического текста необходимо обратить внимание на грамотное произношение, выделив необычные словосочетания, трудно произносимые слова и слоги. Например, на сочетание двух гласных или согласных звуков в словах или на стыке слов, частую повторяемость отдельных гласных и согласных, на использование редуцирования гласных (голова-галава), на речевые традиции замены согласных в отдельных словах (счастье-щастье). Если в хоровом произведении используется переводной текст с иностранного языка, следует проанализировать его вокальность, выделив неудобные для пения эпизоды и определив приемы работы над ними.

Но недостаточно только грамотно и четко произносить слова, нужно понимать, о чем повествуют они, как вписываются в логику поэтической речи. Для этого необходимо выделить главную мысль в развитии всего произведения, определяющие фразы в разделах, наиболее важные слова и слоги в кульминационных фразах.

Работа над логикой речи тесно связана с расстановкой певческого дыхания. Как и в обыденной речи, дыхание в пении берется после логически оформленной мысли. Дыхание в хоре может быть общим («Вечерняя звезда» Р.Шумана), по партиям (№3 из кантаты «Иоанн Дамаскин» С.Танеева), по фразам («Ночь» А.Аренского), цепным («Вей, ветерок» А.Юрьяна).

Немаловажную роль в вокальном искусстве выполняют штрихи, определяющие способ звуковедения и «произнесения» литературно-музыкального текста. Они оживляют музыкальную фразу, придают художественную достоверность сочинению. В связи с тем, что композиторы не всегда конкретизируют штриховые обозначения в нотном тексте партитуры, дирижер должен определить их, в соответствии со стилистическими традициями исполнения и собственным взглядом на интерпретацию произведения. Штриховая гамма, используемая в хоровой музыке довольно многообразна:

leqato (связно) – «Горы» А.Александрова,

non legato (не связно) – Хор «Сватушка» из оперы «Русалка» А.Даргомыжского,

marcato (подчеркнуто) – «Люблю и ненавижу» К.Орфа,

staccato (отрывисто) – «Ночь» Ш.Гуно,

sforzandо ( sf ) - «Lacrimosa» из «Реквиема» Л.Керубини.

акценты ( > ) - «Барыня» А.Новикова.

При выборе штрихов дирижер должен руководствоваться образной характеристикой и фонетическим составом слов, а также стилевыми закономерностями жанра анализируемого хорового произведения и выразительными возможностями его фактуры.

Заканчивается вокально-хоровой анализ обобщением специфики хорового изложения.