2.1 Историко-стилистический анализ
Развернутый анализ включает следующие разделы:
1 Историко-стилистический анализ.
2. Музыкально-теоретический анализ.
3. Вокально-хоровой анализ.
4. Исполнительский анализ.
5. Список использованной литературы
Данная последовательность плана анализа позволяет поэтапно и позлементно, следуя принципу от общего к частному, разобраться в содержании произведения, осмыслить его музыкально-выразительные средства, исполнительские трудности, а затем, обобщив их на более высоком уровне понимания, представить в своей исполнительской концепции.
Приступая к аналитической работе, студенту следует помнить, что хормейстерский анализ, в отличие от музыковедческого, должен отличаться глубиной и развернутостью вокально-хорового и исполнительского разделов анализа. А это значит, что 3-й и 4-й разделы должны быть по объему больше, чем 1-й и 2-й разделы. Другими словами, развернутый анализ хорового произведения должен быть целенаправленно хормейстерским, ориентированным на практику работы, на разучивание и исполнение хором.
Историко-стилистический анализ хорового произведения обычно начинается с характеристики творчества авторов музыки и литературного текста, а также эпохи и художественного направления, с которыми были связаны их жизнь и творчество. Здесь необходимо обратить внимание на темы, идеи, жанры сочинений, творческий вклад композитора и поэта в национальную и мировую культуру. В творчестве композитора желательно выделить часто встречающие имена поэтов, выяснить, что именно в их поэзии привлекло внимание музыканта. Анализируя хоровой стиль композитора, важно обобщить характерные черты хорового письма: обратить внимание на используемые составы хора, своеобразие использования хоровых партий и приемов хорового изложения, характерные фактурные, тональные, тесситурные, тембровые решения и т.д.
Прослеживая историю создания анализируемого сочинения, следует попытаться определить его роль и значение в творчестве композитора. Если хоровое произведение является частью крупного сочинения (оперы, кантаты, мессы), нужно охарактеризовать его с точки зрения жанра, формы, выявить роль анализируемого хора в драматургии художественного целого.
Анализируя литературный текст, необходимо сравнить его с первоисточником, дать краткую характеристику, разобраться в структуре и жанре. Немаловажно проанализировать адекватность музыкального и поэтического текста (особенно в произведениях зарубежных композиторов, изданных с литературным текстом, переведенным на русский язык).
- Раздел 1. Краткая аннотация хорового произведения
- 1.1. Специфика краткой аннотации.
- 1.2. План краткой аннотации
- Раздел 2. Развернутый анализ хорового произведения
- 2.1 Историко-стилистический анализ
- 2.2. Музыкально - теоретический анализ
- 2.3. Вокально-хоровой анализ.
- 2.4. Исполнительский анализ.
- Раздел 1. Краткая аннотация хоровой партитуры…...…………………….4
- Раздел 2. Развернутый анализ хорового произведения …………………...7.