logo search
Экзаменационные вопросы по музыкальной литерату

Вопрос 2 Жизненный и творческий путь г.Берлиоза

Детские и юные годы. Гектор Берлиоз родился 11 декабря 1803 года в небольшом французском городе Кот-Сент-Андре. Отец его был видным врагом в этом городке. Он дал Гектору первоначальные сведения в области литературы, истории, географии, естествознания. Понемногу он вводил его и в мир музыки. Играть Гектор учился на флейте в духовом оркестре Национальной гвардии, слушая квартеты и пение романсов в домах провинциальной интеллигенции. Таким образом, Берлиоз приобщался к музыке.

В конце 1821 года Берлиоз приехал в Париж, где по желанию и настоянию отца, он должен был получить медицинское образование. Но Берлиоз не испытывал никакого тяготения к врачебной деятельности. А Париж сулил немало художественных наслаждений. В театре Grand Opera ставились оперы Глюка, Сальери… Неотразимое, ни с чем до сих пор несравнимое впечатление произвели на Берлиоза оперы. Именно музыка Глюка вызывала в Берлиозе окончательное и бесповоротное решение стать музыкантом. Но Берлиозу пришлось столкнуться с сопротивлением родителей. На этой почве возник острый конфликт, в результате которого отец Берлиоза оставил его без материальной помощи.

Берлиоз сделался частным учеником знаменитого композитора, выдающегося музыкального деятеля Жана Франсуа Мсюэра, бывшего тогда профессором Парижской консерватории.

В 1826 году он поступил в консерваторию в класс композиции Мсюэра, изучая там контрапункт и фугу под руководством профессора Рейха. Крупными произведениями, написанными в стенах консерватории, были «Смерть Орфея», увертюра к опере «Тайные судьи».

Осенью 1827 года на Берлиоза произвёл впечатление следующий факт: в театре «Одеон» был объявлен шекспировский цикл в исполнении труппы английских драматических актёров. Берлиоз был неизменным завсегдателем этих спектаклем. Но не только драмы Шекспира произвели переворот в душе Берлиоза. В роли Офелии, Джульетты, Дездемоны выступала молодая, красивая актриса Гарриет Смитсон. Берлиоз сразу почувствовал к ней глубокую страсть, но его любовь не получила ответа. Личная драма, пережитая Берлиозом, не прервала его творчества.

Поистине потрясающее впечатление испытал Берлиоз, впервые услышав симфонии Бетховена в превосходном исполнении консерваторского оркестра под управлением Габенека. Это было для него подлинным откровением. Отныне Бетховен вошёл в число его кумиров.

«Фантастическая симфония». Первым крупным произведением Берлиоза, в котором он достиг полной творческой зрелости, явилась «Фантастическая симфония», впервые исполненная 5 декабря 1830 года. Имеющая подзаголовок « Эпизод из жизни артиста », симфония в романтико-фантаститческих красках изображает любовные переживания художника, то есть самого Берлиоза. Это не просто автобиографический роман в музыке, не просто личная исповедь, но и знаменательный памятник эпохи, раскрывающий душевный мир молодого человека 20-х годов XIX века – современника Берлиоза. Композитор впервые вводит в симфонию лейтмотив, как средство объединеня различных частей цикла.

Римская премия и пребывание в Италии. Революция отгремела, и Берлиоз вспомнил о только что законченной кантате «Сарданапал», написанная им для соискания Римской премии. Эта премия давала композитору жить на государственный счёт в Италии и совершенствовать там своё искусство. Исполнив кантату в конце 1830 года, Берлиоз удостоился Большой Римской премии.

Италия дала Берлиозу много новых живых впечатлений: природа, художественные музеи, разнообразные картины быта – всё это подсказывало сюжеты и темы таких произведений, как «Гарольд в Италии», «Бенвенуто Исллини» и увертюра «Римский карнавал». Также в Риме создано Берлиозом увертюры «Корсар» (по Байрону), «Король Лир» (по Шекспиру) и некоторые другие произведения.

Возвращение в Париж. В 1832 году, не дождавшись окончания положенного срока пребывания в Риме, Берлиоз вернулся в Париж. Здесь он был свидетелем музыкальных новостей: на сцене Grand Opera царил Мейербер, опера которого «Роберт-Дъявол» прошла недавно (1831) с неслыханным триумфом и доставила её автору всеевропейскую славу. Берлиоз был охвачен кипучей жизнью Парижа. Снова он встречается с Гарриет Смитсон. Былая страсть вспыхивает в Берлиозе с новой силой: 3 декабря 1832 года Берлиоз устраивает исполнение «Фантастической симфонии» вместе с недавно написанной монодрамой «Лелия, или Возвращение к жизни», являющейся продолжением «Фантастической симфонии».

Творчество Берлиоза не находило широкого признания в Париже. Слишком далеко оно было от привычной рутины. Лишь небольшая группа передовых художников сумела его оценить. Лист, на которого «Фантастическая симфония» произвела огромное впечатление, сделал её фортепианную транскрипцию и играл в своих концертах. Шуман написал об этой симфонии одну из замечательных статей, в которой он дал детальный анализ и (что самое главное) выступил в защиту программы музыки. Паганини, придя в восторг от симфонии, заказал Берлиозу концерт для альта с оркестром.

«Гарольд в Италии». Берлиоз со свойственной ему страстью окунулся в работу, и в короткий срок произведение было готово, но партия альта оказалось недостаточно выигрышной и виртуозной. Получился не столько концерт для альта, сколько симфония с солирующим альтом. Берлиоз, исходя из общего настроения и содержания симфонии, заимствовал для неё программу из поэмы Байрона «Чайльд Гарольд» и назвал её «Гароль в Италии». В ней имеется лейтмотив, характеризующего сумрачный образ байроновского «Чайльда Гарольда». Исполнение симфонии не улучшило материальных дел Берлиоза. Концерты приносили убытки.

Музыкально-критическая деятельность. Эта работа составляла ему множество моральных страданий из-за необходимости писать о том, что не представляло для него интереса. Музыкально-критическая и публицистическая деятельность Берлиоза, продолжавшаяся около тридцати лет (до 1863 года), сыграла огромную роль в развитии музыкально-критической мысли на Западе. Жанры статей Берлиоза отличаются разнообразием: иногда это остроумные фельетоны с некоторой долей юмора; иногда беллетристические новеллы, а иногда статьи с научными анализами музыкальных произведений.

Берлиоз боролся за бережное отношение к классическому наследию и возмущался бесцеремонным исканиям классического оперного наследия в постановках театра Grand Opera. Среди высказываний Берлиоза о музыке имеется множество таких, которые, увлекая своей поэтической образностью, правильно и точно характеризуют само существо музыки. Много интересных и ярких аналогий и картинных описаний имеется в статьях Бетховена.

Реквием. По музыке и замыслу в целом Реквием Берлиоза далеко выходит за рамки религиозного культа. Это монументальная фреска, овеянная дыханием революционных бурь. Парижское исполнение Реквиема не имело успеха и прошло незамечено. А через четыре года Берлиоз получил известие о громадном успехе Реквиема в тогда ещё далёкой России.

«Бенвенуто Исллини». Эта опера, поставленная в парижской «Grand Opera» в сентябре 1838 года провалилась. Лишь значительно позже, в 1852 году Лист с успехом поставил её в Веймаре. Провал удручающе подействовал на Берлиоза и он в течение многих лет не обращался к оперному творчеству. Но в этом же 1838 году ему суждено было испытать и радость. На концерте, в котором Берлиоз дирижировал «Фантастической симфонией», присутствовал Паганини. После концерта великий скрипач бросился к Берлиозу, встал перед ним на колени и со слезами восторга целовал ему руки.

«Ромео и Джульетта». Берлиоз написал одно из своих вдохновенных и грандиозных по масштабу произведений – драматическую симфонию с хором «Ромео и Джульетта»: показательно, что сюжет этой симфонии Берлиоз воплотил не в оперном, а в прогрммано-симфоническом произведении. По своим размерам, эта опера превосходила всё, что существовал до того в симфонической области.

Последние произведения. В 1854 году написана оратория «Детство Христа», состоящая из трёх отдельных частей: «Сон Ирода», «Бегство в Египет», «Прибытие в Саис». В августе 1862 года в Баден-Бадене была осуществлена постановка оперы Берлиоза «Беатриче и Бенедикт», явившейся последним его произведением.

Творчество Берлиоза (1803-1869) – ярчайшее воплощение новаторского искусства. Каждое из его зрелых произведений открывало пути в будущее, дерзко «взрывало» основы жанра; каждое последующее непохоже на предыдущее. Их не слишком много, как и жанров, привлекавших внимание композитора. Основные среди них – симфонические и ораториальные, хотя Берлиоз писал и оперы, и романсы.

Во французской музыке XIX века этот композитор занимает особое, даже исключительное место – первого французского симфониста мирового масштаба. Если в немецкой музыке симфония уже давно была одним из основных музыкальных жанров, то Франция вплоть до последней трети XIX века была страной театральной, оперной, а не симфонической. Когда 27-летний Берлиоз «ворвался» в музыкальную жизнь Парижа своей необычной «Фантастической симфонией», здесь всего лишь два года существовал симфонический оркестр, и публика впервые слушала симфонии Бетховена, причем слушала с недоумением, неприятием, даже возмущением.

Творчество Берлиоза развивалось в атмосфере романтизма, что определило его содержание. В его музыке запечатлены новые романтические герои, наделенные неистовыми страстями, она насыщена конфликтами, полярными противопоставлениями - от небесного блаженства до дьявольских оргий. Многое объединяет произведения Берлиоза с творчеством других романтиков – интимная лирика, фантастика, интерес к программности. Как и другие романтики, Берлиоза увлекался революционными идеями, обработал «Марсельезу» («для всех, у кого есть голос, сердце и кровь в жилах»), посвятил монументальные композиции – Реквием и Траурно-триумфальную симфонию – героям Июльской революции 1830-го года.

Что же касается музыкальных пристрастий, то наряду с Бетховеном, он с юности восхищался Глюком, классические образы которого не слишком привлекали других романтиков, а в последние годы жизни сделал редакции его опер и, что самое главное, написал оперную дилогию на античный сюжет «Троянцы» не без влияния Глюка.

Безусловно, самая интересная и самобытная область творческого наследия Берлиоза – это его программные симфонии. Рожденные новой эпохой, они не похожи ни на бетховенские симфонии, ни на симфонии немецких романтиков. Их особенности:

I – отражение острых проблем современности. Идейное содержание программных симфоний Берлиоза теснейшим образом перекликается с образами современной ему романтической литературы – Мюссе, Гюго, Байрона. «Фантастическая» симфония является таким же манифестом романтизма, как и роман Мюссе «Исповедь сына века», поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» – это первый в истории музыки музыкальный портрет молодого человека XIX века, типичного героя своего времени. Он наделен теми же чертами болезненной чувствительности, разочарования, одиночества и меланхолии, как и герои Байрона, Гюго. Сама тема «утраченных иллюзий», к которой обратился композитор, была очень характерной для своего времени;

2 – элементы театральности. Берлиоз обладал редким театральным даром. Он мог с максимальной наглядностью показать в музыке тот или иной образ. И почти каждому музыкальному образу Берлиоза можно дать конкретное сюжетное истолкование. Например, в «Фантастической симфонии»: «Появление возлюбленной на балу», «Перекличка пастухов», «Раскаты грома», «Казнь преступника» и пр. В симфонии «Гарольд в Италии»: «Пение пилигримов», «Серенада горца»; в «Ромео и Джульетте» – «Одиночество Ромео», «Похороны Джульетты» и пр.

Конкретизируя музыкальные образы, Берлиоз приходит к целому ряду звукоизобразительных приемов, а также к сюжетной последовательности частей и эпизодов. Отдельные части в программных симфониях Берлиоза уподобляются актам театральной пьесы. Наиболее «театральная» симфония – «Ромео и Джульетта», в которую введены солисты, хор и элементы оперного действия. Сам Берлиоз определил ее как «драматическую» в том смысле, что ее можно исполнить на сцене, как театральное произведение. Характерно, что отдельные части берлиозовских симфоний порой называются «сценами», например, «сцена бала», «сцена в полях» в «Фантастической». Лист в своей симфонической музыке мыслит более обобщенно.

Итак, симфония у Берлиоз становилась «театром», так композитор по-своему воплощал излюбленную идею романтиков – идею синтеза искусств. Но вот парадокс: этот истинно французский синтез, осуществленный истинно французским художником, не был понят именно во Франции, тогда как в Германии, Австрии, России композитор получил признание при жизни. Показательна история получения Берлио­зом Большой Римской премии, которую он завоевал только с 4-го раза, решив «стать настолько маленьким, чтобы пройти через врата рая» (т.е. написав кантату в традиционном академическом стиле). На протяжении всей жизни композитор так и не добился успеха в музыкальном театре. Его опера «Бенвенуто Челлини» скандально провалилась. Материальная необеспеченность, стремление найти отзывчивую аудиторию вынуждали Берлиоза беспрерывно гастролировать в качестве дирижера с преимущественным исполнением собственных сочинений (триумфальными были его выступления в Петербурге и Москве). Берлиоз–дирижер обладал большим артистизмом. Наряду с Вагнером он заложил основы современной школы дирижирования. Дирижерский опыт Берлиоза сконцентрирован в знаменитом «Трактате об инструментовке». Он применял редко используемые инструменты – красочные, с ярко индивидуальными тембрами, необычные сочетания тембров, своеобразно звучащие регистры, новые штрихи, приемы игры, создающие неслыханные ранее эффекты.

Кроме того, Берлиоз был блестящим критиком: «Вечера в оркестре», «Гротески музыки», «Музыканты и музыка», Мемуары.

Список произведений: