Вопрос 1 Жизненный и творческий путь ф. Шопена
Родители. Семья. Фридерик Шопен родился близ Варшавы в имении Железнова Воля. В определении даты его рождения биографы расходятся. По некоторым данным это день 12 февраля, по другим – 1 марта 1810 года.
Отец композитора – Николай Шопен – француз, сын шотландского крестьянина, ещё в молодые годы переселился в Польшу. Трудно сказать, что заставило покинуть Францию, но в Польше он нашёл новую родину и принимал горячее участие в её был судьбе. Когда решалась историческая участь страны, Николай Шопен вместе с польскими патриотами боролся за её независимость. После разгрома восстания Костюшки и окончательного раздела Польши (1795) Николай Шопен, капитан армии Костюшки, несмотря на шаткость своего положения решил оставаться в Польше. Человек широко умственного кругозора и образования, он занялся педагогической деятельностью и вскоре завоевал репутацию одного из лучших педагогов Варшавы. В 1802 году Николай Шопен, приглашённый в качестве воспитателя и детям графа Скарбела поселился в имении Скарбелов Желязнова Воля. В 1806 году состоялся его брак с дальней родственницей Скарбелов Юстиной Кжиждановской. По сохранившимся свидетельствам мать композитора хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фридерик был обязан первыми впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.
Осенью 1810 года спустя некоторое время после рождения сына, Николай Шопен переселился в Варшаву. В Варшавском лицее он получил место преподавателя французского языка и содержал пансион для воспитанников лицея. Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одарённых детей. Сёстры Фридерика обладали разносторонними способностями. Особым вниманием и заботой был окружён маленький Шопен с его необыкновенным музыкальным дарованием. Подобно Моцарту он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.
Занятия с Живным. Первые артистические и творческие шаги. К 6летнему или 7летнему возрасту относят начала систематических занятий Фридерика на фортепиано. Первым и единственным его учителем фортепианной игры был Войцех Живный (1756-1842), чех по происхождению, Живный едва ли был первоклассным педагогом, но каким он был музыкантом, можно судить по тому, что именно он воспитал в Шопене любовь к И.С.Баху и Моцарту. Будучи уже зрелым художником и концентирующим пианистом, Шопен не расставался с партитурами Моцарта.
Фридерику было 12 лет, когда Живный сам отказался от дальнейших занятий, рассудив, что больше ничего не может дать своему ученику. Почти одновременно с началом серьёзного музыкального обучения появляются и первые сочинения. Полонез g-moll был опубликован, когда его автору едва исполнилось 7 лет, а вскоре и в феврале 1818 года состоялось публичное выступление маленького Шопена. Варшавская пресса восторженно отметила это событие. Первое открытое выступление положило начало дальнейшим многочисленным артистическим успехам Шопена в Варшаве.
Лицейские года. В лицей Шопен поступил а 1823 году сразу в четвёртый класс. Учился старательно и серьёзно, удостаивался народ при переходе из класса в класс, но всем предметам предпочитал историю и польскую литературу.
Каникулы Шопен часто проводил в имениях близких друзей в коренных районах Польши. Там приникал он к источникам народного музыкального творчества, часами наблюдая деревенские гулянья с танцами и песнями, напряжённо вслушиваясь в своеобразное звучание деревенского оркестра.
В лицейские годы проявляется многосторонняя талантливость Шопена. Он пишет стихи, сочиняет театральные пьески для домашних спектаклей; сохранившиеся рисунки красками и меткие остроумные карикатуры говорят о незаурядных способностях в этой области; а его талант не раз вызывал восхищение знатоков театра. В годы, когда ничто не омрачало жизнь Шопена, жизнерадостность одарённой натуры проявила себя везде и во всём.
Среда, окружение юного Шопена. Когда в 1826 году Шопен поступил в Варшавскую консерваторию, внутренне, духовно, он уже был подготовлен к восприятию широких явлений культуры, к их трезвой и разумной оценке. Среда, окружавшая Шопена – ребёнка, подростка, юношу, укрепила рано зародившуюся любовь к польской культуре.
Казимир Бродзиньский (1791-1835), поэт и исследователь польской литературы, профессор Варшавского университета, чьи лекции посещал Ф.Шопен, говорил: «Поэзия есть зеркало, в котором отражается каждая эпоха, каждый народ»
Среди личных друзей Шопена было немало истинно талантливых людей, прямых участников польского революционного движения. Близким домашнему кругу Шопена был известный оперный композитор и педагог Юзеф Эльснер (1789-1854). В течении многих лет Эльснер состоял директором Национальной оперы, затем возглавлял в 1821 году Варшавскую консерваторию, несколько позже получившей название Главной школы музыки, где преподавались музыкально-теоретические предметы.
Музыкальная жизнь Варшавы в 20-х годах. Вовлечённая в общее русло общественного подъёма, музыкальная жизнь Варшавы первых десятилетий века была достаточно оживлённой на раннем этапе художественного созревания.
В оперном театре, открытым ещё в 1779 году, шли произведения польских музыкантов. Представителей первой плеяды оперных композиторов: зачинателя польской оперы М.
(1734-1821), известного ещё и в качестве автора полонезов, Ю.Эльснера, о котором говорилось выше. В годы отрочества и юности Шопена на вершине славы находился король Курпиньский (1785-1857), автор опер «Дворец дъявола» и многих других.
Исполнялись также новые и известные оперы иностранных композиторов: «севильский цирюльник» Россини, «Фрейщюц» Вебера, произведения Моцарта, в 1829 году Н.Паганини дал 10 концертов. В 1828 году музыкальная Варшава слушала в авторском исполнении музыку известного всей Европе композитора и пианиста И.Н.Бумшеля, чьи произведения Шопен хорошо знал раньше. Не было недостатка в отечественных музыкантах-виртуозах. Окружённый атмосферой высокой требовательности и серьёзных отношений к литературе, поэзии, театру, музыке, Шопен уже в ранней юности поражал зрелостью своих суждений и оценок, тонкими проникновениями в суть явлений, суждений.
Главная школа музыки. В Главную школу музыки, то есть в консерваторию, Шопен поступил осенью 1826 года, после окончания лицея. В консерватории он занимался теоретическими предметами и композицией под руководством Ю.Эльснера, у которого, по-видимому, брал уроки ещё до поступления. Эльснер, многоопытный педагог, умный и чуткий руководитель, бережно охранял своеобразный талант юного музыканта. Осторожный в высказываниях, скупой на похвалы Эльснер, наблюдая в течении трёх лет за музыкальным развитием своего ученика со всё большим энтузиазмом отмечает его успех и необычайный творческий рост. На исходе первого года занятий в 1827 году он пишет в отчёте «исключительные способности». В 1828 году – «исключительное дарование». В 1829 году – год окончания консерватории – «исключительное дарование, музыкальный гений». Шопен питал глубокое уважение и благодарность к своему учителю и признавал, что Эльснер помог ему найти свой путь. С окончанием консерватории Шопен вступает в новую полосу артистической и творческой деятельности.
Произведения Шопена конца 20-х годов. Известно, что Шопен очень рано начал писать. Ряд ранних пьес был опубликован после его смерти. Многие он переделывал и исправлял будучи уже в Париже, но для рассматриваемого этапа существенно то, что в полудетских сочинениях, ещё с робостью нащупывая свой путь, Шопен интуитивно тянется к жанрам, чьи корни уходят в национальное искусство.
Следуя издавна сложившейся национальной традицией, Шопен пишет свои полонезы и мазурки. Ещё не окончив консерваторию, он достигает той степени зрелости, которая позволяет проницательным людям приветствовать в его лице появления нового гения.
Обращение композитора к эстрадно виртуозным жанрам продиктовано было неписанными законами большой эстрады. Концертными программами того времени пестрели вариациями поппури, фантазиями, парафразами. Избирая своим поприщем артистическую деятельность Шопен учитывал большую потребность в такого рода сочинений. В этом убеждала концертная практика Варшавы, опыт вынесённый из заграничных поездок. Однако произведения Шопена выделяются из общей массы виртуозных пьес оригинального тематического материала.
Первое артистическое турне. В начале 1829 года после окончания Главной школы музыки Шопен с несколькими друзьями выехал из Варшавы, направляясь в Вену. Рекомендательные письма от Эльснера к представителям музыкального мира Вены помогли молодому пианисту войти в артистические круги и возбудить своей игрой живейший интерес. По собственным словам Шопена, его принимали как виртуоза
Первого ранга.
Побуждаемый новыми венскими друзьями, Шопен решает объявить свой концерт. 11 августа в императорском оперном театре состоялась музыкальная «академия», на которой он выступал с Вариациями ор.2, импровизациями на тему из оперы «Белая дама». Второй концерт, который Шопен дал через неделю, прошёл ещё с большим успехом. На обратном пути из Вены Шопен побывал в Праге и Дрездена. Окрылённый артистическими поездками, освежённый впечатлениями интересного путешествия, Шопен в начале сентября вернулся в Варшаву.
Жизнь Шопена в Варшаве до окончательного отъезда за границу. Посещение различных музыкальных собраний, встречи с друзьями, поездки за пределы Варшавы проходили на фоне упорного творческого труда. Примерно за год, который отделяет первое посещение Вены от второго и окончательного отъезда, появляется немало новых сочинений.
Признание выдающегося дарования Шопена не только на родине, но и за её пределами, укрепило в нём самом, в кругу его родных и близких, мысль о необходимости длительного пребывания за границей для дальнейшего усовершенствования. Намечается поездка опять в Вену, оттуда в Италию, затем в Париж. В марте 1830 года, перед отъездом, Шопен дал в Варшаве два публичных концерта.
Ничто внешне, казалось бы, не задерживало Шопена в Варшаве, тем не менее, из месяца в месяц он откладывал день отъезда. Он чувствовал и понимал, что надвигалось нечто серьёзное и тревожащее. В накалённой политической атмосфере Польши назревали важные события. Оживилась деятельность польских патриотов, готовивших восстание против царизма, одновременно усилить репрессии полицейских властей.
Всё же день отъезда приближался. 11 октября состоялся прощальный концерт, на котором Шопен исполнил Фантазию на польские темы и новый концерт e-moll. И только спустя три недели Шопен решил покинуть Варшаву.
Вторичное пребывание в Вене. Восстание в Польше. В конце 1830 года вместе со своим другом Войцеховским Шопен вторично приехал в Вену. Но теперь пребывание в этом городе омрачает тень драматических событий, разыгравшихся в Польше. Как только весть о восстании долетела друзей, Войцеховский тут же собрался в обратный путь. С трудом поддался Шопен уговором друзей и письменным настоянием отца остаться в Вене и служить родине своим искусством.
Шопен правильно оценивал создавшуюся обстановку. Прежняя заинтересованность молодым талантом сменилось холодной учтивостью и равнодушием. Поведение влиятельных музыкантов – безразличие одних, боязнь конкуренции со стороны других – не оставляло место иллюзиям. Шопену не удалось прийти к соглашению с издателями, как не удалось добиться организации своих концертов. Только в апреле 1831 года он в числе других музыкантов принял участие в публичном концерте.
Шопен решает ехать в Париж. Но не просто было поляку получить визу на въезд во Францию. После долгих хлопот ему удалось добиться паспорта « в Лондон проездом через Париж». 20 июля со своим приятелем поляком он выехал из Вены, направляясь через Штутгарт в Париж.
Тем временем революционные события в Польше принимали всё более катастрофический оборот, и в начале 1831 года восставшая Варшава пала под натиском русских войск армии Паскевича. О разгроме польской революции и сдаче Варшавы Шопен узнал, находясь в Вене.
- II курс
- Часть 1.
- Вопрос 1 Жизненный и творческий путь ф. Шопена
- Период творческой зрелости
- Вопрос 2 Жизненный и творческий путь г.Берлиоза
- 1. Оперное творчество: «Бенвенуто Челлини», дилогия «Троянцы» (по мотивам Вергилия), комическая «Беатриче и Бенедикт» (по комедии Шекспира «Много шуму из ничего»).
- 2. Кантатно-ораториальное творчество: драматическая легенда «Осуждение Фауста», ораториальная трилогия «Детство Христа», Реквием.
- Вопрос 3. Жизненный и творческий путь ф.Листа
- Аббат Ламениэ – проповедовал идеи равенства и братства людей на основе христианского учения;
- Распространение идей нового, передового музыкального искусства;
- Пропаганда творчества великих композиторов – старых и современных.
- Вопрос 4 Жизненный и творческий путь Рихарда Вагнера
- Вопрос 5 Жизненный и творческий путь Иоганнеса Брамса.