logo
Экзаменационные вопросы по музыкальной литерату

Вопрос 5 Жизненный и творческий путь Иоганнеса Брамса.

(1833-1897)

Детские и юные годы. Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в Гамбурге в бюргерской семье. Отец его был музыкантом, играл на нескольких инструментах. В молодые годы он служил валторнистом в военном оркестре городской гвардии, а затем сделал своей специальностью контрабас и играл на этом инструменте в маленьких театрах и ночных ресторанах Гамбургах.

До пятнадцатилетнего возраста Иоганнес Брамс безвыездно жил в Гамбурге, где получил домашнее образование. Он учился на фортепиано у местных педагогов, среди которых лишь Эдуард Марксен был его единственным серьёзным учителем.

Занимаясь фортепианной игрой, Брамс делал большие успехи и в короткий срок овладел инструментом настолько, что в открытых концертах смог выступать публично, где он исполнял как свои произведения, так и произведения композиторов-классиков (Баха, Моцарта, Бетховена). Брамс был крупным пианистом. Если его игра не отличалась виртуозным блеском (подобна игре Листу), то в ней была большая виртуозная сосредоточённость глубина мысли.

Ещё в юношеские годы Брамсу пришлось работать в качестве пианиста там же, где служил контрабасистом его отец; в городском театре Гамбурга он играл за кулисами, сопровождая танцы, играл в ночных ресторанах.

Брамс и Ременьи. В 1849 году состоялась встреча Брамса в Гамбурге с венгерским скрипачом Эде Ременьи. Эта встреча имела большое значение для творчества Брамса. После разгрома венгерской революции 1848-1849 годов в Гамбурге оказалось много венгерских беженцев, принявших участие в революции и отправившихся в эмиграцию в Америку. Среди них был и Ременьи. Но обстоятельства его заставили задержаться в Гамбурге на два года и он встретился с Брамсом, аккомпанировавшим ему в концертах. Сначала они выступали в Гамбурге, затем и в других городах Германии.

В 1853 году, по возвращении из Америки, Ременьи возобновил творческие с Брамсом. Эта встреча и совместная работа имели большое значение для Брамса. В обширном репертуаре Ременьи были венгерские танцы и песни, - многие из них в его собственных обработок. Это способствовало близкому знакомству Брамса с венгерским музыкальным фольклором и определило его творческий успех (интерес) композитора к этой музыке. Напечатанные позже знаменитые «Венгерские танцы» и другие произведения, в которых использованы характерные мелодические обороты венгерской народной музыки, тому свидетельство.

Брамс и Лист. В 1853 году, когда двадцатилетний Брамс был уже автором ряда произведений (первая фортепианная соната до мажор, скерцо ми-бемоль минор для фортепиано, некоторые камерные ансамбли, песни), он вместе с Ременьи посетил Листа в Веймаре. Ременьи возымел желание познакомить и свести Брамса со своим великим соотечественником. Однако Брамсу достаточно было провести у Листа несколько дней, чтобы понять, что их творческая направленность глубоко различная, что между ними нет и не может быть соприкосновения. Всё направление деятельности Листа, его борьба за програмнность, за музыку, содержание и форма которой определяется литературно-поэтическими образами, - было чуждо Брамсу; ведь он никогда не искал в литературе сюжетов для своего музыкального творчества. Брамс не сумел понять и оценить сонату Листа, оказавшуюся ему так же чуждой, как и вся деятельность Листа.

Не дождавшись окончания предполагаемого срока пребывания у Листа, Брамс уехал из Веймара. В дальнейшем Брамсу пришлось неоднократно встречаться с Листом на различных музыкальных фестивалях, но друзьями они не стали.