7. Классицизм и эпоха Просвещения: стиль, эстетика
Классицизм.
Музыка в период 1750 - 1820 гг.
Термин "классическая" в музыке в основном ипользуется для определения серьезной, художественной музыки, т.е. музыки, которая не является народной, популярной, джазом, роком и т.д. Но также есть и "классический" период в истории музыки, называемый классицизм, яркими представителями классицизма были Гайдн и Моцарт.
Классицизм начался в эпоху Просвещения - время радикальных перемен в осознании человеческих и социальных ценностей и правил поведения в обществе. Вновь появились понятия прав человека, защита этих прав и свободы вероисповедания и слова, произошел поворот к простоте и естественности, который отразился в чистом архитектурном стиле, напоминающем стиль Древней Греции и Рима - отсюда и термин "классический". Рост свободы в обществе привел к появлению первых публичных концертов, в главных городах Европы образовываются музыкальные общества и оркестры.
Произошли коренные изменения в оркестрах, не осталось потребности в клавесине или органе как в основных музыкальных инструментах, духовые инструменты - кларнет, флейта, труба и др. напротив заняли свое место в оркестре и создали новый, особенный звук.
Новый состав оркестра привел к появлению симфонии - важнейшего типа музыки, по стандарту состоящей из трех темпов - быстрого начала, медленной середины и быстрого окончания. Одним из первых композиторов, использовавших симфонический формат, был сын И.С.Баха - Карл Филипп Эммануил Бах.
Вместе с новым составом оркестра появляется и струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели. Работы создаются специально для струнного квартета со своим стандартом в четыре темпа, напоминающим о симфонии.
В эту же эпоху было создано пианино или фортепиано (правильное название). Это позволило музыкантам-клавишникам исполнять музыку в различных вариациях, как мягко (piano), так и более громко (forte), в зависимости от используемых клавиш.
Наиболее важными из сольных произведений классического периода были сонаты, они создавались для любого сольного инструмента, но в первую очередь для игры на фортепиано. Как и симфонии, сонаты стали способом объединения множества различных типов инструментальной музыки в один тип.
Самыми яркими композиторами классицизма были великие австрийцы - Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. Гайдн создал фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку, но самое большое его достижение именно симфонии, которых он написал более ста.
Моцарт - гениальнейший композитор всех времен и народов. Прожив короткую жизнь, он оставил невероятное музыкальное наследие (например, 41 симфонию). Самым большим его достижением считаются оперы, в них он показал себя и как великий музыкант и как талантливый драматург, некоторые из его самых прекрасных опер - "Дон Жуан", "Женитьба Фигаро", "Волшебная флейта".
В конце восемнадцатого столетия восходит еще одна звезда классической музыки - Людвиг Ван Бетховен, композитор, который начал сочинять музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта и Гайдна, но в конечном счете перерос это и буквально расколол классический стиль, отмечая зарю новой эпохи, известной как Романтический период в музыке.
Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро, трогательные чувства и безграничный драйв.
Великие произведения Классической эпохи:
Моцарт "Реквием", "Дон Жуан", "Волшебная флейта ", Концерт для фортепиано с оркестром № 21, Концерт для кларнета
Гайдн "Сотворение мира", Симфония № 101 "Часы", Струнный квартет oп.76 № 3 "Император"
Глюк "Орфей и Эвредика"
Бетховен Симфония № 3 "Eroica"
- 1.Музыкальные достижения эпохи Возрождения
- 4. Творческий портрет г.Ф.Генделя
- 5.И. С. Бах и его клавирная музыка.
- 6.Духовные и органные сочинения и.С.Баха
- 7. Классицизм и эпоха Просвещения: стиль, эстетика
- 8.Формирование жанра симфонии: мангеймская школа, основные функции частей симфонии.
- 9. Симфония в творчестве в.Моцарта и й. Гайдна
- 10.Оперные искания в.Моцарта
- 11.Л.Бетховен и французская революция: революционные идеи в творчестве.
- 12.Симфоническое творчество л.Бетховена
- 13.Фортепианные сонаты л.Бетховена.
- 14.Романтизм: предпосылки возникновения и творческие ориентиры.
- 15.Программная романтическая симфония (Берлиоз, Лист)
- 20.Романтическая опера в Германии, Франции, Италии
- 21.Оперная реформа р.Вагнера на примере опер 1840-х годов
- 22.Оперное творчество Верди
- 23.Вагнер и Верди: общее и различия
- 25.К. Дебюсси. Симфонические произведения
- 26. К. Дебюсси. Фортепианное творчество
- 27.Симфоническое творчество Малера: от позднего романтизма к экспрессионизму.
- 28.Европейская музыка на рубеже веков: новаторство и традиция
- 29. Стравинский.
- 30. Стравинский. Русский период.