logo search
Раздел III

Т е м а 18. Барочные дефиниции смысла баховской фуги

Значимость жанра фуги для творчества И.С. Баха и эталонный смысл его фуг для искусства Барокко вообще. Протестантский хорал как интонационная основа музыки Баха. Различие подходов (традиционных и нетрадиционных для отечественного музыковедения) в раскрытии метода полифонического мышления Баха. Пять ракурсов в подходе к фуге Баха:

первый - ассоциативные параллели между фугой и хоралом, позволяющие провести аналогии с эпизодами Священного Писания. Трактовка прелюдий и фуг ХТК Баха Б.Л. Яворским, как циклов, связанных с основными линиями евангельского повествования;

второй - выявление связи с хоральным праисточником через интонационно-фактурную систему хоральных прелюдий, уже содержащих авторский “комментарий” хорала (взаимосвязь темы фуги cis-moll W. Kl. I и хоральной прелюдии “Wachet auf” - №57 Bach, Ow.)

третий - воздействие законов риторики и мелодической формульности риторических фигур в музыкальной структуре полифонического произведения; анализ фуги как риторической композиции;

четвертый - проявления числовой символики в музыкальном тексте фуг. Развитие идей М. Янсена и Ф. Сменда в исследованиях современных авторов (Р. Татлоу, Ю. Петрова, Е. Вязковой);

пятый - выявление числовых пропорций, имеющих естественную природу - закон золотого сечения и т.п. “Музыка есть таинственная арифметика души” (Г. Лейбниц). Методика совмещения различных направлений анализа. Движение от структуры к смыслу.