logo search
IMLiI

Музыкальна культура России. Представители Могучей кучки.

Творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 - начале 60-х гг. 19 в.; известно также под названием "Новая русская музыкальная школа", Балакиревский кружок. В состав "Могучей кучки" входили М. А. Балакирев (глава и руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, H. А. Римский-Корсаков, а некоторое время также H. H. Лодыженский, А. С. Гуссаковский, Н. В. Щербачёв. Творческая программа и эстетика "Могучей кучки" сложились под влиянием демократической идеологии 60-х гг., в особенности взглядов художественного критика В. В. Стасова, который дал кружку само наименование "Могучая кучка". Будучи наследниками и продолжателями традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, композиторы "Могучей кучки" искали вместе с тем новые формы для воплощения тем и образов из отечественной истории и современности, стремились приблизить музыку к насущным передовым запросам жизни"Могучая кучка" как сплочённая группа перестала существовать в середине 70-х гг., но её идеи и творческие принципы оказали плодотворное воздействие на дальнейшее развитие русской музыки и формирование различных национальных школ.

МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БАЛАКИРЕВ

(1836 или 1837—1910)

В развитии отечественного музыкального искусства XIX столетия особую роль сыграл Милий Алексеевич Балакирев. Он был основателем и руководителем творческого содружества русских композиторов, которое вошло в историю музыки как Балакиревский кружок, или «Могучая кучка». В 1862 г. Балакирев стал одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Основной целью организаторов было приобщение широкой публики к музыкальному искусству, и в первую очередь к отечественному. М.А Балакирев дирижировал концертами хора учащихся школы. Исполнялись произведения Глинки, Даргомыжского, молодых русских композиторов, зарубежных мастеров. Позднее Балакирев руководил оркестром Русского музыкального общества, возглавлял Придворную певческую капеллу.

В собственном композиторском творчестве М А. Балакирев отдавал предпочтение инструментальной музыке. В сочинениях для симфонического оркестра он нередко обращал ся к фольклору. Так, в «Увертюре на темы трёх русских песен» (1858 г.) и симфонической поэме «Русь» (1887 г.) широко использованы темы и интонации русской народной музыки, а в «Испанской увертюре» (1886 г.) и симфонической поэме «В Чехии» (1905 г.) — соответственно испанской и чешской. Большое внимание композитор уделял музыке народов Востока, и этот интерес отразился в фантазии для фортепиано «Исламей» (1869 г.) и симфонической поэме «Тамара» (1882 г.). Балакирев создал много фортепианных миниатюр в духе высоко ценимого им Шопена, а также романсы и песни, в которых следовал традициям Глинки и Даргомыжского. Кроме того, М.А. Балакирев известен как собиратель русского музыкального фольклора. Из записанных подлинных народных напевов он составил два сборника песен (вышли в 1866 и 1898 гг.).

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ

(1839—1881)

Композитор Модест Петрович Мусоргский родился в селе Карево Псковской губернии в семье небогатого помещика. В детстве он обучался игре на фортепиано под руководством матери, а после переезда в Петербург (1849 г.) занимался с частными преподавателями. По семейной традиции родители отдали сына в школу гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой Мусоргский был произведён в прапорщики Преображенского полка.

В 1857 г. состоялось знакомство с А.С. Даргомыжским и М.А Балакиревым. Под руководством Балакирева Мусоргский начал серьёзно изучать композицию, а в 1858 г. вышел в отставку, чтобы всецело посвятить себя музыке. Он пробовал силы в разных жанрах: фортепианных и оркестровых пьесах, хоровых произведениях, романсах, мечтал написать музыку к трагедии древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип».

В 1863 г. композитор приступил к сочинению оперы «Саламбо» (по одноимённому роману французского писателя Гюстава Флобера), а в 1868 г. — к опере «Женитьба» (на неизменённый текст комедии Н. В. Гоголя). Обе работы остались незавершёнными, но подготовили Мусоргского к созданию оперы «Борис Годунов» (1869 г.), ставшей значительным явлением в русской музыке.

В 1872 г. композитор начал работу над оперой «Хованщина», которую сам назвал «народной музыкальной драмой». Одновременно он писал произведение совсем иного плана — лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» по повести Н.В. Гоголя. Мусоргский — автор известных песен и романсов. Первая опубликованная песня «Где ты, звёздочка...» (слова поэта и переводчика Николая Порфирьевича Грекова) дала начало лирической теме в вокальном творчестве композитора, достигшей вершины в романсе-фантазии «Ночь» (слова А.С. Пушкина).

Последние годы мастер провёл в нищете. Тяжёлое впечатление на него произвела жёсткая критика оперы «Борис Годунов». Здоровье композитора резко ухудшилось, и друзья устроили его в солдатский госпиталь, где он и скончался. О состоянии Мусоргского в последние дни даёт представление сделанный в госпитале знаменитый портрет кисти Ильи Ефимовича Репина.

После смерти Мусоргского оперу «Хованщина» завершил и отредактировал Н.А. Римский-Корсаков, а «Сорочинскую ярмарку» — Ц.А. Кюи и другие композиторы.

АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН

(1833—1887)

Бородин-учёный создал первые искусственные органические соединения (это открытие привело в будущем к изобретению пластмассы), написал более сорока научных работ. Бородин-композитор — автор оперы «Князь Игорь», трёх симфоний, камерно-инструментальных и фортепианных произведений, романсов и песен.

Бородина привлекали крупные жанры — симфония и опера. Наиболее значительное произведение — опера «Князь Игорь». Тему композитору подсказал В. В. Стасов. Он предложил обратиться к «Слову о полку Игореве» — памятнику древнерусской литературы XII в. «Слово» рассказывает о походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Основная идея сочинения — призыв к объединению русских князей.

Бородин работал над этим сочинением восемнадцать лет (начало работы — 1869 г.), но так и не закончил его: внезапная смерть оборвала труд. Оперу завершили друзья Бородина — Н. А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Премьера «Князя Игоря» (1890 г.) прошла в Мариинском театре с большим успехом. В романсах и песнях Бородин оставался верен принципам, сложившимся при работе над оперой. Наиболее интересны и самобытны сказочные («Спящая княжна») и эпические («Море», «Песня тёмного леса») романсы. Для многих романсов Бородин сам создавал тексты. Так, «Спящая княжна» и «Песня тёмного леса» написаны на слова композитора.

НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

(1844—1908)

Композиторский стиль Николая Андреевича Римского-Корсакова отличают гармоничность и ясность музыкального мышления. Основу творческого наследия мастера составили оперы, многие из которых написаны по произведениям русских писателей

В 60-х гг. композитор писал в основном программные симфонические произведения. В симфонической музыкальной картине «Садко» (1867 г.) нашли отражение впечатления от плавания на «Алмазе»: образы русской былины соседствуют в сочинении с картинами моря. Вторая симфония — «Антар» (1868 г.) — написана по мотивам арабских народных сказаний.

Первая опера Римского-Корсакова — «Псковитянка» (1872 г.; по пьесе русского поэта и драматурга Льва Александровича Мея). События происходят во времена царствования Ивана Грозного. На историческом фоне (покорение Пскова Московским царством) развивается драма юной псковитянки Ольги, оказавшейся внебрачной дочерью самого Ивана Грозного. Опера, поставленная в Мариинском театре, имела большой успех.

За «Псковитянкой» последовали другие оперы — «Майская ночь» (1879 г.; по повести Н. В. Гоголя), опера-сказка «Снегурочка» (1881 г.; по пьесе А. Н. Островского), опера-балет «Млада» (1890 г.; либретто написано по сказаниям западных славян), «Ночь перед Рождеством» (1895 г.; по повести Н. В. Гоголя).

Римский-Корсаков обращался и к внутреннему миру человека. Камерная опера «Моцарт и Сальери» (1897 г.; по пьесе А.С. Пушкина) — одно из наиболее глубоких произведений композитора.

Свою последнюю оперу-сказку «Золотой петушок» (1907 г.; по одноимённому сочинению А. С. Пушкина) сам автор назвал «небылица в лицах». Эту оперу можно назвать остросатирическим произведением.

Мелодии вокальных партий и хоровых эпизодов в операх Римского-Корсакова основаны на интонациях русской народной песни.