logo search
IMLiI

Музыка эпохи Романтизма. Представители.

На рубеже XVIII—XIX столетий в европейском искусстве сложилось новое направление — романтизм (фр. romantisme). В отличие от представителей классицизма, которых интересовали прежде всего высокие общественные идеалы, романтики обратились к внутреннему миру человека.

В музыке особенности романтизма проявились очень ярко. Изменение художественного мышления привело к изменениям в системе музыкальных жанров. Композиторы-классицисты предпочитали такие жанры, как симфония, соната, опера, инструментальный концерт. Романтики разработали лирическую миниатюру, дающую возможность выразить сокровенные чувства и движения души. Получили развитие песня и романс. Особое место в музыке заняла любовная лирика.

Важным средством создания музыкального образа стала словесная программа, раскрывающая содержание произведения. Это понятие толковалось очень широко. Программой могло служить название сочинения, указывающее на определённое состояние природы или души человека. Иногда музыка писалась как иллюстрация к произведению литературы или живописи. Порой композитор сам сочинял сюжет для инструментальной музыки (например, для симфонии) и излагал его в специальном пояснении к партитуре. Таким образом осуществлялась популярная в романтизме идея синтеза искусств — литературы, живописи и музыки.

Представителям романтизма свойственно внимание к фольклору. Композиторы в своих сочинениях использовали интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. В романтической музыке нередки фантастические, сказочные образы. Особое место в ней занимают картины природы — как отражение внутреннего состояния человека.

Многие композиторы-романтики были убеждены, что через музыкальное просвещение можно изменить мир и человека, поэтому немало сил отдавали публицистике и просветительской деятельности. Они стремились лично воздействовать на большую аудиторию и становились исполнителями или дирижёрами. Именно романтики создали в Европе систему общедоступных концертов.

Первым представителем романтизма стал австрийский композитор Франц Шуберт. За свою короткую жизнь Шуберт создал более тысячи сочинений; это фортепианные и оркестровые произведения, песни. Но при жизни композитор получил признание лишь как автор песен, а его симфонии, сонаты, фортепианные миниатюры были надолго забыты.

Инструментальная музыка Шуберта связана с традициями венской классической школы. Композитор написал девять симфоний. Особенно популярны Восьмая и Девятая. Восьмая, имеющая подзаголовок «Неоконченная» (1822 г.), — одно из самых ярких произведений не только в творчестве Шуберта, но и в мировой симфонической музыке.

РОБЕРТ ШУМАН (1810—1856)

Время расцвета композиторского таланта Шумана приходится на 30-е гг. XIX в. Тогда появились циклы фортепианных пьес «Бабочки» (1831 г.), «Карнавал» (1835 г.), «Фантастические пьесы» (1837 г.), «Крейслериана» (1838 г.) и многие другие, а также фортепианные сонаты.

«Карнавал» состоит из двадцати маленьких пьес, и у каждой — свои герои. Это и дорогие Шуману люди — будущая жена Клара Вик (пьеса «Киарина»), первая любовь композитора Эрнестина фон Фриккен («Эстрелла»), и выдающиеся музыканты — Фридерик Шопен, Никколо Паганини, и двойники самого композитора — Флорестан и Эвзебий. Роберт Шуман обращался и к крупным жанрам. Он автор концерта для фортепиано с оркестром (1845 г.), четырёх симфоний. Первая и Третья симфонии имеют названия: соответственно «Весенняя» (1841 г.) и «Рейнская» (1850 г.).

ФРИДЕРИК ШОПЕН

(1810—1849)

Польская тема — тёплые воспоминания о родине, соединённые с горечью разлуки, — стала ведущей в творчестве композитора. Шопен писал почти исключительно для фортепиано, сам был первым исполнителем новых сочинений.

Многие произведения композитор создал в ритме польских народных и городских танцев (мазурка, полонез, вальс). Мазурки Шопена — это маленькие музыкальные поэмы, грустные, драматические и лирические; полонезы звучат величественно, воскрешая славные времена рыцарской Польши; в вальсах слышится воспоминание о счастливых днях на родине; баллады, напротив, драматичны и даже трагичны по содержанию. Настоящей энциклопедией творчества Шопена стали его прелюдии (1839 г.) — двадцать четыре краткие пьесы, каждая из которых — законченная картина. То же можно сказать и об этюдах композитора. До Шопена этюд (от фр. étude — «изучение») считался пьесой, предназначенной для совершенствования технических навыков игры на инструменте. Композитор, сохранив форму (использование только одного вида техники), превратил этюд в виртуозный и глубокий по содержанию жанр. В творчестве Шопена приобрёл классически совершенную форму и ноктюрн (фр. nocturne, от лат. nocturnus — «ночной»), В пьесах сочетаются пленительно-лирические и глубоко драматические образы.

Шопен отдал дань и классическим формам. Одно из высших достижений композитора — знаменитая Соната си бемоль минор с Траурным маршем (1839 г.).

ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ

В первой половине XIX в. под влиянием романтизма традиционные жанры итальянской оперы, сложившиеся на рубеже XVII—XVIII столетий, изменились. Опера-сериа превратилась из «концерта в костюмах» в повествование о любви; при этом сохранилась важная особенность жанра — виртуозность вокальных партий. Новый для Италии вид оперы создал Джузеппе Верди (1813—1901). В своём творчестве он обратился к реализму, и его лучшие произведения можно назвать реалистической музыкальной драмой, сохранившей вместе с тем черты романтизма (это своего рода романтический реализм). В центре внимания Верди — сильная и внутренне противоречивая личность, которая сталкивается со злом: придворный шут Риголетто, дочь которого обманута Герцогом («Риголетто», 1851 г.); трубадур Манрико и его мать Азучена, ставшие жертвами преследования («Трубадур», 1853 г.); испанский король Филипп II, фактически принёсший жизнь сына в жертву своему властолюбию («Дон Карлос», 1867 г). В поздний период творчества (80—90-е гг.) Верди написал лишь две оперы — «Отелло» и «Фальстаф».