Творчество б. Сметаны.
Многосторонняя деятельность Б. Сметаны была подчинена единой цели - созданию профессиональной чешской музыки. Выдающийся композитор, дирижер, педагог, пианист, критик, музыкально-общественный деятель, Сметана выступил в то время, когда чешский народ осознал себя нацией со своей собственной, самобытной культурой, активно противостоящей господству Австрии в политической и духовной сфере.
Сметана пишет много фортепианной музыки, особенно в жанре миниатюры: польки, багатели, экспромты.
Оперное творчество Сметаны исключительно разнообразно по тематике и жанрам. В первой опере - "Бранденбуржцы в Чехии" (1863) - рассказывается о борьбе с немецкими завоевателями в XIII в., события далекой старины здесь прямо перекликались с современностью. Вслед за историко-героической оперой Сметана пишет веселую комедию "Проданная невеста" (1866) - свое самое известное, пользующееся огромной популярностью произведение. Неистощимый юмор, жизнелюбие, песенно-танцевальный характер музыки выделяют ее даже среди комических опер второй половины XIX в. Следующая опера - "Далибор" (1868) - героическая трагедия, написанная на сюжет старинной легенды о рыцаре, заточенном в башню за сочувствие и покровительство восставшему народу, и его возлюбленной Миладе, которая погибает, пытаясь спасти Далибора.
По инициативе Сметаны был проведен всенародный сбор средств на постройку Национального театра, который в 1881 г. открылся премьерой его новой оперы "Либуше" (1872). Это эпопея о легендарной основательнице Праги Либуше, о чешском народе. Композитор назвал ее "торжественной картиной". И сейчас в Чехословакии существует традиция исполнения этой оперы в дни национальных праздников, особо знаменательных событий. После "Либуше" Сметана пишет главным образом комические оперы: "Две вдовы", "Поцелуй", "Тайна".
Сметана стал создателем не только национальной классической оперы, но и симфонизма. Больше чем симфония его привлекает программная симфоническая поэма. Высшее достижение Сметаны в оркестровой музыке - создававшийся в 70-е гг. цикл симфонических поэм "Моя родина" - эпопея о чешской земле, ее народе, истории. Поэма "Вышеград" (Вышеград - старинная часть Праги, "стольный город князей и королей чешских") - сказание о героическом прошлом и былом величии родины. Романтически красочная музыка в поэмах "Влтава, Из чешских полей и лесов" рисует картины природы, привольные просторы родной земли, по которой разносятся звуки песен и танцев. В "Шарке" оживают старинные предания и легенды. "Табор" и "Бланик" рассказывают о гуситских героях, воспевают "славу земли Чешской".
Тема родины воплощается и в камерной фортепианной музыке: "Чешские танцы" - собрание картинок народного быта, заключающее все многообразие танцевальных жанров Чехии (полька, скочна, фуриант, coyседка и т. п.).
Создается квартет "Из моей жизни" (1876) - рассказ о собственной судьбе, неотделимой от судьбы чешского искусства. Каждая часть квартета имеет программное пояснение автора. Полная надежд молодость, готовность "к бою в жизни", воспоминания о веселых днях, танцах и музыкальных импровизациях в салонах, поэтическое чувство первой любви и, наконец, "радость при взгляде на путь, пройденный в национальном искусстве". Но все заглушает монотонный высокий звук - словно зловещее предостережение. Кроме уже названных произведений последнего десятилетия Сметана пишет оперу "Чертова стена", симфоническую сюиту "Пражский карнавал" начинает работу над оперой "Виола" (по комедии Шекспира "Двенадцатая ночь"), закончить которую помешала усиливающаяся болезнь.
Творчество Сметаны отличается яркой национальной самобытностью. Вершинами его композиторского наследия являются оперные и программные симфонические сочинения, Основоположник чешской оперы, Сметана разработал её жанры — героико-патриотический («Бранденбуржцы в Чехии», посвятил изгнанию немцев в 13 в.; музыка пронизана песенно-маршевыми интонациями), лирико-комический («Проданная невеста», в музыке использованы ритмы и интонации чешских народных песен и танцев), трагический («Далибор»), эпический («Либуше», воспевает мудрость и силу чешского народа). Симфонический цикл «Моя родина» утвердил классические традиции чешской симфонической музыки (продолжены и развиты А. Дворжаком) — демократизм, национальная самобытность, патриотизм. В работе над циклом Сметана, опираясь на традиции романтического программного симфонизма (главным образом Ф. Листа), использовал исторический материал, народные легенды и мелодии. Многие камерно-инструментальные произведения носят трагический характер, окрашены личными переживаниями (смерть близких, собственная болезнь и потеря слуха). Народно-песенными интонациями проникнуты вокальные произведения, ритмами народных танцев — многие фортепьянные пьесы.
- Творчество грига
- Творчество дворжака
- Симфонии г. Малера
- Французские композиторы 20 века.
- Опера «борис годунов»
- Опера «руслан и людмила»
- Опера «князь игорь»
- Музыкальный импрессионизм
- Экспрессионизм. Нововенская школа.
- Музыкальный неоклассицизм и его представители.
- Оперная реформа верди
- Творчество композиторов «могучая кучка»
- Симфоническая сюита «шехерезада»
- Концерты для ф-но с оркестром рахманинова
- Оперы чайковского
- Балеты чайковского
- М. Глинка – основоположник русской музыки.
- Моцарт, как симфонист
- Вокально-хоровое творчество баха (мессы, пассионы, кантаты).
- Оратории гайдна (времена года, сотворение мира).
- Бетховен, как симфонист
- Фортепианные сонаты бетховена.
- 5 Последних фортепианных сонат (№№ 28-32) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности, а от слушателей - проникновенного восприятия.
- Инструментальные концерты бетховена (32 сонаты).
- Симфоническое творчество гайдна.
- Творчество б. Сметаны.
- Творчество ф. Листа.
- Музыкальный театр стравинского (царь эдип, похождения повесы).
- Оперы римского-корсакова.
- Симфоническое творчество чайковского
- Творчество мусоргского
- Творчество гершвина
- Опера «иван сусанин»
- Романсы глинки
- Балеты хачатуряна
- Музыкальная культура японии
- Музыкальная культура азербайджана
- Творчество дебюсси
- Музыкальный театр карла орфа
- 1995 Год для выдающегося немецкого композитора Карла Орфа был юбилейным - 100 лет со дня рождения.
- Творчество б. Бартока
- Общая характеристика творчества стравинского
- Музыкальный театр равеля (испанский час, дитя и волшебство)
- Творчество равеля