Оратории гайдна (времена года, сотворение мира).
Особое место в наследии Гайдна принадлежит ораториям - "Сотворение мира" (1798) и "Времена года" (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя. Оратории Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство Гайдна как колориста.
Присущий Гайдну яркий колорит, восприимчивость к жанрово - бытовым впечатлениям придали его ораториям непривычную для того времени сочность, рельефность, национальную характерность. Особенно это отчетливо проявляется в оратории "Времена года", написанной на бытовой сюжет. И детализация народного быта несколько сглаживает динамичность высказывания Гайдна, но не снижает общего художественного уровня, тем более что в ряде разделов оратории Гайдн тяготеет к философской трактовке содержания. Такой подтекст "присутствует в последней части оратории "Времена Года", в которой намечена параллель между сменой времен года и течением жизни человека, в оркестровых эпизодах и во вступлении к оратории "Сотворение мира".
Оратория (от итальянского oratoria, от латинского oro - говорю, молю) крупное музыкальное произведение для хора, солистов - певцов и симфонического оркестра, написанное обычно на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. Оратория появляется почти одновременно с кантатой и оперой (на рубеже 16 - 17 веков) и по своей структуре близка к ним.
Йозеф Гайдн явился создателем светской лирико-созерцательной оратории. Народно -бытовая тематика, поэзия природы, мораль труда и добродетели претворены в ораториях Гайдна "Сотворение мира" (1797) и "Времена года" (1800).
В огромном и многообразном творческом наследии Гайдна хоровая музыка занимает значительное место. Им написано 14 месс, мадригал для хора и оркестра, известный под названием "Буря", "Stabat Mater", хоровое сочинение "7 слов Спасителя на кресте" и три наиболее значительных произведения - оратории "Сотворение мира", "Времена года", "Возвращение Товия".
Оратории Гайдна были созданы в послелондонский период, в последние годы жизни композитора. Непосредственным поводом к написанию их послужило знакомство с ораториями Генделя, которые произвели на Гайдна неизгладимое впечатление.
Оратория "Времена года" была закончена в апреле 1801 г. и тогда же исполнена в Вене. Пожалуй, ни одно произведение не приносило Гайдну такого триумфального успеха. "Времена года" - последняя и самая яркая кульминация творчества музыканта, за которой начинается угасание его гения.
Текст оратории "Времена года" (как и текст "Сотворения мира") был написан бароном ван Свитеном (на основе перевода с английского и обработки материалов тетралогии поэм Джеймса Томсона "The Season" 1726-1730). Согласно воспоминаниям современников, Гайдн жаловался на то, что текст "Времен года" недостаточно поэтичен и вынуждает его иллюстрировать музыкой то, что подобной иллюстрации не поддается. Однако и эти трудности были, по существу, успешно преодолены композитором.
Оратория "Времена года" - произведение обобщенно-философского содержания: Гайдн раскрыл в ней свое представление о самых значительных проблемах бытия, о человеке и окружающем его мире, о главных ценностях жизни. В таком подходе к жанру оратории композитор следует сложившейся традиции, прежде всего традиции Генделя. Однако само содержание гайдновского произведения было ново, впервые в истории жанра он обращался к народным образам, рисовал картины деревенской природы, крестьянского быта. Важнейшая образная сфера произведения - мир природы. Картины природы, совершающей свой годовой цикл, получают у него не только красочно-живописное, но и философское толкование.
Музыкальный язык ораторий близок языку зрелых симфоний Гайдна. Композитор и здесь опирается на народно-жанровый тематизм. Вместе с тем тяготение к описательности и картинности мышления проявились в использовании приемов звукоизобразительности, в красочности оркестровой палитры. Картинность, програмная описательность становится здесь господствующим принципом музыкального письма.
Самый яркий номер оратории "Времена года" - Гроза. Сцена написана в сложной двухчастной форме, в которой первая часть - одночастная строфическая сквозная форма не контрастного типа, а вторая написана в форме четырехголосной фуги с хором.
- Творчество грига
- Творчество дворжака
- Симфонии г. Малера
- Французские композиторы 20 века.
- Опера «борис годунов»
- Опера «руслан и людмила»
- Опера «князь игорь»
- Музыкальный импрессионизм
- Экспрессионизм. Нововенская школа.
- Музыкальный неоклассицизм и его представители.
- Оперная реформа верди
- Творчество композиторов «могучая кучка»
- Симфоническая сюита «шехерезада»
- Концерты для ф-но с оркестром рахманинова
- Оперы чайковского
- Балеты чайковского
- М. Глинка – основоположник русской музыки.
- Моцарт, как симфонист
- Вокально-хоровое творчество баха (мессы, пассионы, кантаты).
- Оратории гайдна (времена года, сотворение мира).
- Бетховен, как симфонист
- Фортепианные сонаты бетховена.
- 5 Последних фортепианных сонат (№№ 28-32) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности, а от слушателей - проникновенного восприятия.
- Инструментальные концерты бетховена (32 сонаты).
- Симфоническое творчество гайдна.
- Творчество б. Сметаны.
- Творчество ф. Листа.
- Музыкальный театр стравинского (царь эдип, похождения повесы).
- Оперы римского-корсакова.
- Симфоническое творчество чайковского
- Творчество мусоргского
- Творчество гершвина
- Опера «иван сусанин»
- Романсы глинки
- Балеты хачатуряна
- Музыкальная культура японии
- Музыкальная культура азербайджана
- Творчество дебюсси
- Музыкальный театр карла орфа
- 1995 Год для выдающегося немецкого композитора Карла Орфа был юбилейным - 100 лет со дня рождения.
- Творчество б. Бартока
- Общая характеристика творчества стравинского
- Музыкальный театр равеля (испанский час, дитя и волшебство)
- Творчество равеля