logo
277741_35B06_shpargalki_po_istorii_muzyki

Музыкальная культура японии

В период Асигака (1336-1573) разнообразные музыкальные театральные традиции начинают синтезироваться в своеобразный культурный комплекс - театр ноо. Фольклорные представления устраивались при храмах и носили иллюстративно-повествовательный характер. После падения сёгуната Токугава театр ноо стал общедоступным.

На рубеже 16-17 вв. возник театр кукол.

Музыкальная жизнь в современной Японии протекает двумя параллельными потоками. Это традиционная японская музыка и запад­ная музыка.

Традиционная музыка исполняется на японских национальных инструментах, среди которых есть струнные, ударные и духовые. Эта музыка, является одной из важных составных частей японского театра (ноо, кабуки, нинге дзерури).

Самым древним видом традиционной японской музыки является гагаку. Музыка гагаку очень сложна и своеобразна и поэтому слу­жит объектом пристального внимания исследователей музыкальных структур как. в Японии, так и за ее пределами. Она оказала огром­ное влияние на формирование японской ладовой системы и легла в основу традиционной музыки.

Западная музыка, проникшая в Японию вместе с другими вида­ми западноевропейской культуры в конце XIX в. довольно быстро завоевала господствующее положение в музыкальной жизни страны.

Но (яп. но:, «талант, мастерство») — жанр японского традиционного драматического искусства, вид театрального музыкального представления.

Возникновение театрального искусства вообще, и театра но в частности, принято относить к последней четверти XIV века. Считается, что развитие но, как высокого театрального искусства получило начало в 1375 году в городе Нара, в храме Касуга с благословения и поддержки молодого сёгуна Японии Асикаги Ёсимицу.

Родоначальниками этого вида театральных представлений считаются Канъами Киёцугу (1333-1385) и его приемник Дзэами Мотокиё (1363-1443).

В то время но представлял собой довольно безыскусный жанр развлечения для простонародья, включавший всебя элементы дэнгаку (яп. связанные с синтоистскими религиозными ритуалами), саругаку (яп. вид акробатических представлений, трансформировавшихся позже в песенно-танцевальные постановки), традиционные китайские танцы и песенные баллады, сформировавшие устные традиции народного искусства.

В период Муромати но достиг того вида, который практически без изменений дошёл до наших дней. Этот театральный жанр оказал огромное влияние на другие виды японского драматического искусства (кабуки, буто). Несмотря на то, что во время периода Мэйдзи но утратил покровительство властей, он был в числе официально признанных национальных видов театрального искусства.

Переломным моментом в судьбе но считается постановка пьесы Дзэами, посвящённая событиями периода Хэйан («Золотого века» Японии). Эта пьеса была написана, как принято сейчас говорить, высоким стилем, с изумительными пассажами и скрытым смыслом сюжетных линий. Очевидно, данная постановка привела к тому, что но прочно занял место элитарного театра, искусства для знати и высших слоёв японского общества (в противоположность театру кабуки, например).

Но претерпел довольно мало изменений со времён периода Муромати. Несмотря на некоторое уменьшение репертуара театра (в период своего рассвета в но исполнялось свыше тысячи пьес), интерес к этому жанру не исчез и в новое время (так, одна из популярнейших пьес но была написана в конце XIX века), хотя в репертуаре осталось не более 250 пьес.

Возможно, такая долгоиграющая популярность связана с неизбывной пышностью и красотой постановок театра но, которые вряд ли можно найти где-либо ещё. Строгая простота и грация но делает этот вид драматического искуссва поистине уникальным. Кроме того, в пьесах но присутствует некая отвлечённость, основанная на стремлении показать зрителям не формы и внешние атрибуты персонажей и явлений, а их потаённую сущность и дух. Но - это своеобразный песенный жанр, хотя собственно негромкие протяжные песнопения занимают сравнительно мало места в постановке, уступая быстрым речитативам. Музыка не является основным элементом представления, однако тексты предстают в поэтической форме в традиционном японском размере 5-7 (который позже перерос в жанр японской поэзии хайку); они не столь эмоциональны, но полны тонких намёков и скрытого смысла. Испонители ролей в театре но делятся на четыре основные категории: ситэ, ваки, кёгэн и хаяси.

Обычно в постановке но участвуют все категории актёров. Представление длится от 30 до 120 минут. Сами представления тематически делятся на пять типов: божественные, военные, женские, демонические , мешанные.

Одним из наиболее отличительных свойств постановок но является традиция ношений масок ,как основным персонажем (ситэ), так и его партнёром (цурэ). Маски преображают ситэ в старуху, юнца, женщину или сверхъестественное существо. Маска, однако, не надевается, когда ситэ играет зрелого мужчину. Актёры-подростки и актёры, играющие персонажей второго плана, масок не одевают.

Маски вырезаются из дерева, зачастую для этого используется кедр. Они затем покрываются гипсом и разрисовываются, при этом некоторые маски являются выдающимися скульптурными произведениями в японском искусстве.

Другой отличительной чертой но является веер, который может выступать в пьесе как символ различных предметов (меч, трубка, бутылка и т.д.).

Кабуки (яп. «песня, танец, мастерство») — один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы, исполнители используют сложный грим и костюмы с мощной символической нагрузкой. Жанр кабуки сложился в XVII веке на основе народных песен и танцев. Начало жанру положила Окуни, служительница святилища Идзумо Тайся, которая в 1602 г. стала исполнять новый вид театрализованного танца в высохшем русле реки близ Киото. Женщины исполняли женские и мужские роли в комических пьесках, сюжетами которых служили случаи из повседневной жизни. Новый жанр быстро стал популярен, Окуни даже приглашали выступать перед Императорским двором. На гребне успеха нового вида театрального искусства начали возникать конкурирующие труппы, что дало начало зарождению театра кабуки, как соединения драматического и танцевального искусства, в котором все роли исполнялись женщинами.

Изначально, кабуки представлял собой в большой степени грубые и неприличные постановки; многие актрисы вели аморальный образ жизни. Сцена в театре кабуки имеет своеобразное строение. Её авансцена ханамити (яп. «цветочная тропа»), по которой актёры входят на сцену и выходят с неё во время театрального действа, расположена прямо в зрительном зале.

Театр кабуки в настоящее время состоит из трёх типов постановок:

Дзидаи-моно — «исторические» пьесы, созданные до периода Сэнгоку

Сэва-моно — «простонародные», созданные после периода Сэнгоку

Сёсагото — танцевально-драматические пьесы.

Важными особенностями кабуки является «язык поз», миэ, с помощью которого актёр выводит на сцене своего персонажа; грим кэсё, привносящий необходимую стилистику персонажу, делая его легко узнаваемым даже для не искушённых в театральном искусстве зрителей. Рисовая пудра используется для белой основы грима, в то время как кумадори подчеркивает или усиливает черты лица актёра, для создания «маски» животного или сверхъестественного существа.