logo search
IMLiI

П.И. Чайковский, а.Н. Скрябин, и.Ф. Стравинский, с.П. Прокофьев

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

(1840—1893)

Творчество Петра Ильича Чайковского — яркая страница в истории не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. На образном и идейном уровне его сочинения развивают традиции европейского романтизма.

В творческом наследии композитора — шесть симфоний (не считая программной симфонии «Манфред»). В первых трёх (1866, 1872, 1875 гг.) чувствуется влияние «Могучей кучки». Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской музыке. Самые известные сочинения — Первый фортепианный концерт (1875 г.), концерт для скрипки (1878 г.) и Вариации на тему рококо (1876 г.).

Одно из центральных мест в творчестве композитора принадлежит опере. Поиск собственного пути в оперной музыке был для Чайковского сложен и мучителен. Всего Чайковский создал десять опер, две из которых — «Евгений Онегин» (1878 г.) и «Пиковая дама» (1890 г.) считаются лучшими образцами лирико-психологической музыкальной драмы в русской музыке.

П.И. Чайковский изменил отношение к музыкальному содержанию балета. Уровень балетной музыки в XIX в. был невысоким. От композитора требовалось лишь сочинить красивые мелодии — всё внимание публики было сосредоточено на виртуозности танцовщиков. Несмотря на сказочные сюжеты и традиционно благополучные развязки балетов Чайковского — «Лебединого озера» (1876 г.), «Спящей красавицы» (1889 г.) и «Щелкунчика» (1892 г.), в музыке немало подлинного трагизма.

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН

(1872—1915)

Музыка Скрябина связана с поздним романтизмом, оказавшим значительное влияние на композиторов XX в. Творческое наследие Скрябина представлено фортепианной и симфонической музыкой. В 1900-х гг. основными жанрами фортепианной музыки композитора стали соната и поэма. Из десяти сонат (1892—1913 гг.) только первые четыре отвечают традиционным представлениям о жанре — это многочастные сочинения. Остальные шесть (начиная с 1907 г.) — произведения одночастные, в них нет указаний на тональность.

Скрябин — автор девятнадцати фортепианных поэм. Это очень короткие сочинения (обычно имеют название). Краткость порой просто поразительна (например, «Поэма томления» звучит всего сорок семь секунд), однако они производят впечатление крупных произведений.

В области симфонической музыки Скрябин также обращался в основном к жанру поэмы. Первая — «Поэма экстаза» (1907 г.) представляет собой большое одночастное произведение в сонатной форме. Однако от традиционных сочинений такого рода оно отличается обилием тем, каждая из которых передаёт конкретное состояние человека и имеет название («тема томления», «тема воли», «тема мечты» и т. п.).

В творческом наследии композитора симфоническая поэма «Прометей» (подзаголовок — «Поэма огня», 1910 г.) — одно из самых смелых произведений. Оно написано для очень большого состава оркестра, фортепиано и хора. Виртуозную партию солирующего инструмента и партию хора автор рассматривал как оркестровые голоса (не случайно хор поёт без слов). В исполнении поэмы должен был участвовать необычный инструмент — «световая клавиатура», существовавшая в момент создания сочинения только в воображении автора. Скрябин обладал уникальной способностью — так называемым цветовым слухом (когда каждая тональность связана в сознании с определённым цветом) и хотел создать не только звуковой, но и зрительный образ духовного огня, преображающего человека. Композитор предполагал, что если каждую клавишу соединить с источником света, то по ходу произведения в зал можно будет посылать разноцветные лучи.

ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ

(1882—1971)

В ранний период творчества (до рубежа 10—20-х гг.) Стравинский разрабатывал русскую тематику. Для спектаклей труппы С. П. Дягилева он написал три балета — «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».

Крупным событием в европейской музыкальной жизни была премьера балета «Весна священная» (1913 г.). Сюжетная основа произведения — языческие обряды славян. Композитор обратился к древнерусскому фольклору.

На рубеже 10—20-х гг. в творчестве композитора начались смелые эксперименты. Один из них — сложное сценическое действо «Свадебка» (1917—1923 гг.). В этом произведении соединены элементы хорового пения и балета; не случайно автор дал своему сочинению подзаголовок «Русские хореографические сцены с пением и музыкой». Столь же необычна по форме «История солдата» (1918 г.). Произведение предназначено для чтеца, большого инструментального ансамбля и артистов балета-пантомимы

Пение и хореография сочетаются и в балете «Пульчинелла» (1920 г.). Только на сей раз композитор обратился к традициям итальянской музыки, в том числе темам сочинений Перголези. Такой выбор сказался на характере музыки — в частности, Стравинский применил полифонию.

Работа над балетом «Пульчинелла» стала началом периода неоклассицизма в творчестве Стравинского (продлился около тридцати лет). Подобно многим своим западным современникам, композитор интересовался античными сюжетами. В 1927 г. он создал новаторское по жанру произведение — оперу-ораторию «Царь Эдип».

В тот же период неоклассицизма Стравинский обратился к духовным темам. Лучшее духовное сочинение — «Симфония псалмов» (1930 г.) для хора и оркестра. Музыка этого масштабного трёхчастного произведения, написанного на тексты псалмов царя Давида, строга, почти сурова, однако в финале наступает просветление.

В творчестве И.Ф. Стравинского музыка предстаёт как всеобъемлющее искусство, не знающее строгих разграничений во времени, в стилях и национальных традициях. Композитор с лёгкостью менял направление работы, но, тем не менее, всегда оставался очень цельным мастером. Символом этой цельности можно считать одно из последних его произведений — Канон для оркестра (1965 г.) на тему русской народной песни. В конце жизни Стравинский словно перекидывает мост к истокам творческого пути. Ту же народную песню он использовал в своём первом балете «Жар-птица».

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ

(1891—1953)

Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева — крупное явление не только русской, но и мировой музыкальной культуры XX столетия. Отличительная черта его стиля — стремление к новаторству.

Творческий путь Прокофьева можно разделить на три периода: ранний (1908—1918 гг.), заграничный (1917—1932 гг.) и период жизни в СССР (1932—1953 гг.). Ранний период иногда называют «временем самоутверждения». Первые сочинения композитора привели в замешательство русскую музыкальную общественность, однако и слушатели, и критики признали силу его таланта.

Самые значительные произведения этого периода — Первый фортепианный концерт (1912 г.), балет «Ала и Лоллий» (1915 г.) и «Классическая» симфония (1917 г.).

В 1918 г. Прокофьев уехал за границу и прожил там пятнадцать лет. В этот период композитор работал в разных жанрах; особое внимание он уделял оперной музыке. Работа над оперой «Игрок» (на подлинный текст одноимённой повести Ф.М. Достоевского) была начата ещё в 1915 г. В 1917 г. произведение собирался ставить в Мариинском театре выдающийся режиссёр Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Однако оркестр и певцы отказались разучивать оперу, назвав её слишком сложной и непонятной. В 1922 г., уже в Германии, Прокофьев переработал оперу. Премьера состоялась в 1929 г. в Брюсселе.

В 1932 г. Прокофьев возвратился на родину. Жизнь в Советском Союзе оказалась нелёгкой. Музыка композитора не избежала обвинений в «формализме». Однако именно этот период оказался особенно плодотворным. Появились новые оперы, балеты, симфонии, симфоническая сказка для детей «Петя и волк» (1936 г.). Композитор работал над музыкой к кинофильмам режиссёра Сергея Михайловича Эйзенштейна — «Александр Невский» (1938 г.; позднее переработана в кантату) и «Иван Грозный» (1942—1945 гг.).

Одно из центральных произведений 30-х гг. — балет «Ромео и Джульетта» (1936 г.) по трагедии Шекспира. Его постановка в Ленинграде в 1940 г. (главную партию исполнила великая балерина Галина Сергеевна Уланова) стала выдающимся событием в истории балетного искусства, и сейчас трудно поверить, что музыка сначала была признана артистами «нетанцевальной».

Оперное творчество Прокофьева 30—40-х гг. — это попытка разобраться в исторических проблемах, в понятиях «героизм» и «патриотизм», очень важных для композитора, принципиально не пожелавшего жить вдали от родины. Опера «Война и мир» (1943 г.), написанная по роману Л. Н. Толстого, решена в русле исторической традиции русской оперной музыки XIX в. Грандиозное по размерам сочинение рассчитано на исполнение в течение двух вечеров (позднее автор сделал укороченную редакцию).

Дарование С.С. Прокофьева отличают глубокий внутренний оптимизм и стремление к радости, проявляющиеся даже в драматичных и трагичных сочинениях. С наибольшей силой жажда света и гармонии выразилась в симфониях, и особенно в последней, Седьмой (1952 г.), где есть место и тонкой лирике, и юмору, и почти детскому искреннему веселью.