Музыка эпохи Возрождения. Представители
Эпоха Возрождения, или Ренессанс (фр. renaissance), — поворотный момент в истории культуры европейских народов. В Италии новые веяния появились уже на рубеже XIII—XIV вв., в других странах Европы — в XV—XVI столетиях. Деятели Возрождения признавали человека — его благо и право на свободное развитие личности — высшей ценностью. Такое мировоззрение получило название «гуманизм» (от лат. humanus — «человеческий», «человечный»). Идеал гармоничного человека гуманисты искали в античности, а древнегреческое и римское искусство служило им образцом для художественного творчества. Стремление «возродить» античную культуру дало имя целой эпохе — Возрождению, периоду между Средневековьем и Новым временем (с середины XVII в. до наших дней).
Полнее всего мировоззрение Ренессанса отражает искусство, в том числе музыка. В этот период, так же как в Средние века, ведущее место принадлежало вокальной церковной музыке. Развитие многоголосия привело к появлению полифонии (от греч. «по'лис» — «многочисленный» и «фоне» — «звук», «голос»). При таком виде многоголосия все голоса в произведении равноправны. Многоголосие не просто усложняло произведение, но позволяло автору выразить личное понимание текста, придавало музыке большую эмоциональность. Полифоническое сочинение создавалось по строгим и сложным правилам, требовало от композитора глубоких знаний и виртуозного мастерства. В рамках полифонии развивались церковные и светские жанры.
МУЗЫКА ИТАЛИИ
С наступлением эпохи Возрождения в Италии распространилось бытовое музицирование на различных инструментах; возникли кружки любителей музыки. В профессиональной области сформировались две наиболее сильные школы: римская и венецианская.
Главой римской школы стал Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (около 1525—1594) — один из крупнейших композиторов эпохи Возрождения.
Рим, центр католичества, привлекал многих ведущих музыкантов. В разное время здесь работали нидерландские мастера-полифонисты Гийом Дюфаи и Жоскен Депре. Их развитая композиторская техника иногда мешала воспринимать
текст богослужения: он терялся за изысканными сплетениями голосов и слова, по сути, не были слышны. Поэтому церковные власти относились настороженно к подобным произведениям и выступали за возвращение одноголосия на основе григорианских песнопений. Вопрос о допустимости полифонии в церковной музыке обсуждался даже на Тридентском соборе католической церкви (1545—1563 гг.). Приближённый к Папе Римскому, Палестрина убедил деятелей Церкви в возможности создания произведений, где композиторская техника не будет препятствовать пониманию текста. В доказательство он сочинил «Мессу Папы Марчелло» (1555 г.), в которой сложная полифония сочетается с ясным и выразительным звучанием каждого слова. Таким образом музыкант «спас» профессиональную полифоническую музыку от гонения церковных властей.
МУЗЫКА ФРАНЦИИ
Для Франции XV—XVI столетия стали эпохой важных перемен: закончилась Столетняя война (1337— 1453 гг.) с Англией, к концу XV в. завершилось объединение государства; в XVI столетии страна пережила религиозные воины между католиками и протестантами. В сильном государстве с абсолютной монархией возросла роль придворных торжеств и народных празднеств. Это способствовало развитию искусства, в частности музыки, сопровождавшей подобные действа. Увеличилось количество вокальных и инструментальных ансамблей (капелл и консортов), состоявших из значительного числа исполнителей.
Во время военных походов в Италию французы познакомились с достижениями итальянской культуры. Они глубоко прочувствовали и восприняли идеи итальянского Возрождения — гуманизм, стремление к гармонии с окружающим миром, к наслаждению жизнью.
Если в Италии музыкальный Ренессанс был связан в первую очередь с мессой, то французские композиторы наряду с церковной музыкой особое внимание уделяли светской многоголосной песне — шансон. Интерес к ней во Франции возник в первой половине XVI в., когда в свет вышел сборник музыкальных пьес Клемана Жанекена (около 1485—1558). Именно этого композитора считают одним из создателей жанра.
- Значение литературы в жизни человека, всего человеческого общества. Роды и жанры литературы
- Первые письменные произведения Древней Руси. Особенности древнерусской художественной культуры Поучения и послания
- "Хожения"
- Существовали Воинские повести.
- Литература периода феодальной раздробленности
- «Золотой век» русской литературы. А.С.Пушкин и его современники
- Место литературы в российском обществе в первой половине хiх в.
- 11. Критический реализм в русской литературе хiх в.
- 12.Русские писатели второй половины хiх в.
- 13. Литература России «серебряного века»
- 14.Литература советского периода
- 17. Древнегреческая литература
- Вопрос 33
- Драматургия, театр и музыка в России в ху111 в.
- Музыкальная культура России х1х в.
- Киноискусство в ссср, Российской Федерации
- История мирового кино хх в.
- Мировой кинематограф на рубеже хх-хх1в.
- Музыка эпохи Средневековья. Представители
- Музыка эпохи Возрождения. Представители
- Музыка эпохи Барокко. Представители
- Музыка эпохи Романтизма. Представители.
- Музыкальна культура России. Представители Могучей кучки.
- П.И. Чайковский, а.Н. Скрябин, и.Ф. Стравинский, с.П. Прокофьев
- Джаз. (Блюз, регтайм, спиричэулс, госпел). Представители.
- Диско. Регги. Представители.
- Классическая западноевропейская музыка ху111 в.