logo search
Раздел III

Т е м а 26. Полифонические циклы после и.С. Баха

Первый цикл прелюдий и фуг после Баха - Хорошо темперированный клавир Бернарда Кристиана Вебера (1712-1758). Причины падения интереса к полифоническим циклам во второй половине XVIII - XIX веках. 36 фуг в “новой системе фуги” А. Рейхи (1805, Вена). Находки Рейхи в отношении тематизма фуг, построения экспозиции (ответное проведение темы в любой интервал), тонального и тематического развития в целом (нередко фуга начинается в одной тональности, а заканчивыается в другой - №25 D-dur - As dur). 6 фуг Р. Шумана на ВАСН как продолжение линии “Искусства фуги” Баха.

Возрождение в ХХ веке всех трех ветвей полифонического цикла, воплощенных Бахом. Наиболее выдающиеся циклы в истории современной полифонии: “Ludus tonalis” П. Хиндемита (1944), 24 прелюдии и фуги ор.87 Д. Шостаковича (1951), 24 прелюдии и фуги Р. Щедрина (1964-1970). Другие циклы, продолжающие линию Хорошо темперированного клавира - 24 прелюдии и фуги В.П. Задерацкого (1937), И. Ельчевой (1970), К. Сорокина (1975), Г. Мушеля (1975), Прелюдии и фуги в ладах армянской музыки Г. Чеботарян (1979), Полифоническая тетрадь А. Пирумова (1982), Диатоническая полифония Л. Бобылева (1987), 24 прелюдии и фуги С. Слонимского (1994).

Циклы, продолжающие линию Искусства фуги - 12 фуг К. Караева (1981).

Циклы, продолжающие линию Музыкального приношения - Полифоническая тетрадь (1972) и Музыкальное приношение (1983) Р. Щедрина.