logo search
музыка лекции

Музыкальная культура Возрождения.

14-16в. – муз.не была приоритетным видом искусства. Основной мировоззренческой базой был гуманизм (любовь к чел.-мера вещей,венец природы). Такое отношение и чел.рождает интерес внутреннего мира, утверждение права, личности над счастьем, переживаний. Поменялось отношение к музыкантам. Музыкант – профессионал, который получил всестороннее муз.образование. Создаются благоприятные условия для развития муз.проф.мастерста. развиваются муз.национальные школы. Появляется 1 опера (светский жанр). Появляются новые муз.инструменты (смычковая лира, виола, расширяются клавишные инструменты – орган, клавесин, клавикорд). Развивается искусство муз.театра.

Муз.культура в эпоху возрождения развивалось менее интенсивно не смотря на то, что все титаны возрождения могли петь и сочинять музыку. Развивается группа смычковых инструментов. В 15.в появляется скрипка. Конец 16 . – появляется плеяда скрипичных мастеров (Страдивари, Гварнери, Амати – итал.). Развиваются новые муз.жанры в народ.музыке (вилланелла, врапола, лауда – итал.). Развивается жанр 3 …. (?) любовной песни (канцона). Из инструментальных жанров появляется токката. Так же развивается и духовная муз., но она впитывается в себя народно-песенные мотивы. В раннем возрождении появились 1 композиторы (нач.14в.) Ион Флорентийский, … (?), Франческо Ландини (итал) Ландини был слеп от рождения, прекрасно знал математику, астрономию, риторику, грамматику, преуспел в игре на органе. До нас дошло ок.150 произведений. Основными муз. жанрами эпохи Возрождения были каччи, баллады, мадригалы. Качча (охота) – бытовая песня,2-3 голосная, чаще всего возникали как сценки из бытовой жизни, любви. Связаны с изображением охоты, природы, грозы. В основном пели по нотам. Баллада представляла собой песенно-танцевальную лирику. Она родилась из хореографии обычно нач.солистом,,затем подхватывалась хором. По другому искусство веры называют балладу народной песней-пляской. Самый распространенный жанр – мадригал. Жанр аристократических кругов., вокалный жанр. Использует разные сюжеты – от политической сатыри до любовной лирики. Обычно были не более 3-4 куплетов, все голоса были объединены единым ритмом и одним и тем же темпом. Верхний голос – мелодия, а остальные голоса – фоном. Мадригал развивался до конца эпохи Возрождения.

Инструментальное музицирование

Инструментов было очень много – волынки, трубы, тромбоны, арфа, лютня, лира, барабаны, колокольчики, тарелки. Почти в каждом доме был комнатный или ручной переносной орган. (позитив – комнатный орган, портатив – переносной орган). В начале органы были водяные, затем духовые.

Демократические жанры профессиональной музыки - фроттола, вилланелла – возникли в карнавальные праздники. Фроттопа – многоголосная песня (обычно 4 голоса) на светский текст мс явно выраженной мелодией, обычно любовного содержания. Вилланелла – крестьянская песня, веселые песни, яркие, быстрые. Многоголосная песня – чаще 3 голосная. Начиная с 16в.достигла 5 голосов и стала более придворным жанром. Мадригал 16в. стал притчей возникновения оперы. Из-за тог, что в нем стали появляться драматические элементы.

В возрождении начинают формироваться полифонические жанры (звучит муз.ткань, разговор нескольких людей, звучащая вертикаль). Вершиной итал.возрожд.стал композитор Джованни Палестрина - всю жизнь он прожил в Риме, имел очень хороший голос, пел в церковном хоре, был муз.руководителем во многих церквях. Известен нам как муз.руководитель собора св.Петра в Римпе. Оставил много мадригалов, которые исполнялись хором, без муз.сопровождения. В муз.развиваются драматич.элементы и новые муз.интонации. Классика 16в. «Месса папы Марчелло» - самое известное произведение.

Развивается органная музыка. Самый яркий органный представитель Джироламо Фрескобальди – пел в церковном хоре, образование во Флоренции. Гастролировал с концертами по Италии (органист и певец). Органист в церкви св.Петра. В 30 лет стал очень знаменит. К нему ехали учиться из др.стран; работал во всех жанрах, писал для клавишных инструментов.