logo
музыка лекции

Музыкальная культура Средневековья (5-16в.)

Феодальная формация. В истории искусства среднев.считалось темными веками, когда полностью запустилось искусство и формированием худож.стиля занималась церковь. В средневек. музыка развивалась в разных направлениях (народная, религ.музыка., муз.культура труверов,трубодуров, миннезингеров, муз.вагантов и голиардов (студенты), муз.в монастыряз). В позднем средневековье возникает многоголосье. Итальянский Гвидо Арицинский придумал линейки и написания нот.

Григорианский хор – муз.была систематизирована папой Григорием I. Сам хорор (хор) – это одноголосное муж.пение высоких голосов связан с католическим богослужением. Постепенное без скачков развитие мелодии. Верующие должны внимать такому пению и повторять его. Это пение абсолютно без эмоциональное. Основная задача мелодии донести смысл слова. Вызывает смирение, состояние созерцательности, покоя. Они были на лат.языке.

Светское музыкальное средневековое искусство – эта муз.связ.с творчеством трубадуров, труверов, миннезингеров. Это культура дворянская. Больше всего развив.в Южной Франции. Искусство трубадуров для средневековья было передовым для того времени. Брали за основу народную музыку и воспевали любовь и земные чувства. Безусловно музыка – это любовная лирика, военная тематика, служебная (господин, воен.сил). До вечно творчество связ.с культом прекрасной дамы. Главное в лирике – прославление любви. В их творчестве интерес к индивидуальной личности и это очень прогрессивна для средневековья. Музыка анонимна. Основная цель творчества – выдвигать наслаждения, эстетически воздействовать на слушателя. Критерий мастерства заключался в том., насколько его музыка доставляет сильное наслаждение. Песни не о любви связ.с «-« отношением к низшим бедным классам. Так же + называли и менестрели. В северной Франции были труверы. Одним из самых известных был – Ричард львиное сердце. Писали о прекрасной природе, даме. Именно они придумали аккомпанементы и своим песням (гитара, лютня, арфа. Рыцарская муз.культ. вышла из Германии. Они называли миннезингеры. Помимо любовной лирики, придумывали героический эпос.

Народная музыка средневековья – шпильманы, жонглёры, которые = к скоморохам. Жонглеры и шпильманы были универсальными артистами – владели игрой муз.инструм.,пели, умели делать акробатические упражнения, придумывали номера с дрессированными животными. Ш. и Ж. находились в немилости у церкви, т.к. своими сатирическими произведениями высмеивали церковь и «отвлекали народ от веры».

Городская музыкальная культура средневековья - творчество средневек.студентов – вагантов и голиардов. Студенты были странствующие, т.к. могли учиться в разных универах Европы. Круг образования студентов связан с наукой, студ.бытом, весна, любовь, застольные песни, высмеивание плохих профессоров, сетование или отсутствие денег, еды. В основном, все песни веселые и энергичные, были и политические песни (обличение правительства). Самая известная песня написана Давидом Тухмановым «На французской стороне». Умели писать стихи и владели муз.грамотой.

Музыкальная теория средневековья.

Гвидо Аретинский придумал ноты и 4 линейки (11в) и придумал название нотам (ут, ре, ми, фа, соль, ля). Нота си появилась в 16в. Основная идея Гвидо – это доказать, что разные звуки должны находиться в разных местах, ут заменили на до в 17в. (лучше начинать с согл.). В истории средн.музыки известны 2 композитора Леонин и Перотин (12в) – значение этих композиторов для развития музыки велико. На основе церковной муз., они развивали светские жанры, которые приносили эстетическое наслаждение. Происходит освобождение муз. от прикладных функций (освобождение церковных обрядом и развитие светских жанров).

Выводы:

  1. Средн.муз.определяет ведущую роль народного творчества. Содержание народной муз.было разнообразным. Оно.связ.с уличными странствующими музыкантами.

  2. … - муз.религиозная, которая за 100 лет канонизировала определенные мотивы и сложились мессы (церк.моления (пения) из нескольских частей, поются на богослужениях)

  3. Интенсивно развивалось светское искусство, которое становится основой эпохи возрождения. Светская муз.в виде ставок проникло церковное пение.

  4. Церковную музыку начинает пододвигать творчество вагантов, муз.городов, муз.трубодуров и жонглеров.

  5. Возникает муз.письменность. Ее преподавали в университетах.

  6. Сделана огромная работа по нотации ранних сочиненных произведениях.

  7. Начинает развиваться многоголосье.

  8. В целом, муз.приобретает реалистический характер, что говорит о более высокой ступени муз.развития.