Творчество б. Бартока
Б. Барток - венгерский композитор, пианист, педагог, музыковед-фольклорист - принадлежит к плеяде выдающихся музыкантов-новаторов XX в.
Самобытность искусства Бартока связана с углубленным изучением и творческой разработкой богатейшего фольклора Венгрии и других народов Восточной Европы. Глубокое погружение в стихию крестьянской жизни, постижение художественных и нравственно-этических сокровищ народного искусства, философское их осмысление во многих отношениях сформировали личность Бартока. Он стал для современников и потомков примером мужественной верности идеалам гуманизма, демократии и интернационализма, непримиримости к невежеству, варварству и насилию. Творчество Бартока отразило мрачные и трагические коллизии своего времени, сложность и противоречивость духовного мира современника, бурный процесс развития художественной культуры своей эпохи. Композиторское наследие Бартока велико и включает многие жанры: 3 сценических произведения (одноактную оперу и 2 балета); Симфонию, симфонические сюиты; Кантату, 3 концерта для фортепиано, 2 - для скрипки, 1-для альта (неоконч.) с оркестром; большое количество сочинений для различных инструментов solo и музыку для камерных ансамблей (в т. ч. 6 струнных квартетов).
Новые творческие импульсы дало знакомство с творчеством Дебюсси. Ряд фортепианных опусов стал своего рода лабораторией композиторского метода (14 багателей ор. 6, альбом обработок венгерских и словацких народных песен - "Детям", "Allegro barbare" и др.).
Периоды интенсивной и разносторонней деятельности неоднократно сменялись у Бартока временными кризисами, причиной которых были в основном равнодушие широкой публики к его произведениям, гонения косной критики, не поддерживавшей смелых исканий композитора - все более самобытных и новаторских. Интерес Бартока к музыкальной культуре соседних народов не раз вызывал злобные выпады шовинистически настроенной венгерской прессы.
В 20-х гг. стиль Бартока заметно эволюционирует: конструктивистская усложненность, напряженность и жесткость музыкального языка, характерные для творчества 10 - начала 20-х гг., с середины этого десятилетия уступают место большей гармоничности мироощущения, стремлению к ясности, доступности и лаконизму выражения; немалую роль здесь сыграло обращение композитора к искусству мастеров барокко. В 30-х гг. Барток приходит к наивысшей творческой зрелости, стилевому синтезу; это пора создания его самых совершенных произведений: Светской кантаты ("Девять волшебных оленей"), "Музыки для струнных, ударных и челесты", Сонаты для двух фортепиано и ударных, фортепианного и скрипичного концертов, струнных квартетов (Э 3-6), цикла инструктивных фортепианных пьес "Микрокосмос" и др.
В 1941 г. Бартока поразила тяжелая болезнь, ставшая причиной его преждевременной смерти. Однако и в эту нелегкую пору жизни он создал ряд замечательных сочинений, таких, как Концерт для оркестра, Третий фортепианный концерт.
Искусство Бартока поражает сочетанием резко контрастных начал: первозданной силы, раскованности чувств и строгого интеллекта; динамизма, острой экспрессивности и сосредоточенной отрешенности; пылкой фантазии, импульсивности и конструктивной ясности, дисциплинированности в организации музыкального материала. Тяготевшему к конфликтному драматизму, Бартоку далеко не чужда лирика, то преломляющая безыскусственную простоту народной музыки, то тяготеющая к утонченной созерцательности, философской углубленности.
- Творчество грига
- Творчество дворжака
- Симфонии г. Малера
- Французские композиторы 20 века.
- Опера «борис годунов»
- Опера «руслан и людмила»
- Опера «князь игорь»
- Музыкальный импрессионизм
- Экспрессионизм. Нововенская школа.
- Музыкальный неоклассицизм и его представители.
- Оперная реформа верди
- Творчество композиторов «могучая кучка»
- Симфоническая сюита «шехерезада»
- Концерты для ф-но с оркестром рахманинова
- Оперы чайковского
- Балеты чайковского
- М. Глинка – основоположник русской музыки.
- Моцарт, как симфонист
- Вокально-хоровое творчество баха (мессы, пассионы, кантаты).
- Оратории гайдна (времена года, сотворение мира).
- Бетховен, как симфонист
- Фортепианные сонаты бетховена.
- 5 Последних фортепианных сонат (№№ 28-32) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности, а от слушателей - проникновенного восприятия.
- Инструментальные концерты бетховена (32 сонаты).
- Симфоническое творчество гайдна.
- Творчество б. Сметаны.
- Творчество ф. Листа.
- Музыкальный театр стравинского (царь эдип, похождения повесы).
- Оперы римского-корсакова.
- Симфоническое творчество чайковского
- Творчество мусоргского
- Творчество гершвина
- Опера «иван сусанин»
- Романсы глинки
- Балеты хачатуряна
- Музыкальная культура японии
- Музыкальная культура азербайджана
- Творчество дебюсси
- Музыкальный театр карла орфа
- 1995 Год для выдающегося немецкого композитора Карла Орфа был юбилейным - 100 лет со дня рождения.
- Творчество б. Бартока
- Общая характеристика творчества стравинского
- Музыкальный театр равеля (испанский час, дитя и волшебство)
- Творчество равеля