logo search
Раздел III

Т е м а 19. Этапы исторического развития фуги

Универсальность принципа фуги, на протяжении пятивекового существования данной формы принимавшего все новые воплощения в полифонической структуре произведения. Определение понятия фуги в трактатах Й. Тинкториса, Дж. Царлино, М. Преториуса, Й. Фукса. Освещение вопросов строения фуги в трактатах теоретиков эпохи Барокко: И.А. Шейбе “Compendium Musices theretice-practicum” (ок. 1730), И. Матезона “Совершенный капельмейстер” (Der vollkommene Kapellmeister”, 1739), Ф.В. Марпурга “Трактат о фуге” (“Abhandlung von der Fuge”, 1753/54). Жанр фуги в трудах французских теоретиков XIX века: Ж. Фетиса, Л. Керубини, И.А. Андре. Фундаментальные исследования о фуге: Э. Праут “Фуга” (“Fugue”, 1891), И.М. Мюллер-Блаттау “Основные черты истории фуги” (“Grundzuge einer Geschichte der Fuge”, 1923), В. Золотарев “Фуга”, 1956. Строение фуги в учебниках полифонии С.С. Скребкова, В.В. Протопопова, Т.Ф. Мюллера, В.П. Фраенова. Шесть этапов развития жанра и формы фуги:

первый (XV век) - понятие “фуга” отождествляется с понятием “канон”- постоянной имитацией. Фуга - канон в прямом движении, где риспоста тождественна пропосте. Канон, т. е. “правило” выведения риспосты из пропосты, выписывался в виде словесного пояснения тогда, когда имитация содержала какие-либо изменения (увеличение, обращение, ракоходное движение) пропосты. Примеры: Окегем месса “Prolationum”, Pleni (15, №6), О. Волькенштейн Lied (15, №58).

второй (XVI век) - формирование новых черт фуги в имитационных вступлениях голосов перед c. f. в мессах и мотетах, установление T- D соотношений голосов в сквозных имитационных формах. Развитие принципов фуги в инструментальных жанрах, носящих другое название (ричеркар, канцона, фантазия). Примеры: ричеркары А. и Дж. Габриели, Палестрины (12, №№4, 5, 6); канцоны Флорентио Маскера, А. Габриели, Дж. Фрескобальди (12, №№28, 29, 32).

третий (XVII век) - фуга в творчестве предшественников и старших современников Баха (ранний и центральный период Барокко). Система периодической имитации - на основе темы, формирование начальной (экспозиционной) и последующих (послеэкспозиционных) частей фуги. Три типа фуг, связанных с каноном, ричеркаром и канцоной. Примеры: фуги из трио-сонат И.А. Рейнкена (12, №18); фуга С. Шейдта (12, №10), прелюдии и фуги Д. Букстехуде (O.W. I Bd.).

четвертый (конец XVII - начало XVIII века) - фуга периода позднего Барокко (“классическая”) - И.С. Баха, Г.Ф. Генделя. Кульминация в развитии формы фуги. Три класса фуг (Вл. Протопопов). Многообразие структурных типов и принципов мелодического становления. Обобщение многовекового опыта развития полифонической техники. Художественные открытия в полифонии, обращенные в будущее (цикл “Искусство фуги” Баха).

пятый (XVIII - XIX века) - фуга в условиях господства гомофонного склада. Взаимодействие принципов фуги и сонатной формы, вариаций, циклической, контрастно-составной формы. Проникновение в фугу песенной куплетности, программности, фантазийности; влияние на фугу симфонических принципов. Примеры: Моцарт финалы струнного квартета G-dur (K. 387), симфонии “Юпитер); Бетховен фуги в вариационных циклах, финале сонаты №29 (ор. 106), финале Девятой симфонии; Шуберт “Agnus Dei” мессы №6 Es-dur, Лист Фантазия и фуга на BACH, Березовский “Не отверже мене во время старости”, Бортнянский концерт для хора №32, Глинка Интродукция в опере “Иван Сусанин”, Чайковский Интродукция и фуга из Сюиты №1.

шестой (XX век) - развитие в фугированной форме традиционных структурных принципов: признаков сонатности, вариационности, цикличности и т. д. Примеры - фуга в 10 симфонии Мясковского, финал симфонии “Гармония мира” Хиндемита, “Светская кантата” Бартока. Проявление новых свойств в условиях различных техник композиции: неотональности, неомодальности, додекафонии, сонорики, алеаторики. Примеры: фуги из “Полифонической тетради” А. Пирумова, цикла “Musica stricta” А. Волконского, “20 взглядов на младенца Иисуса Христа”, №6, О. Мессиана, “Cantus figuralis” В. Екимовского и др.