logo
Анализ средств музыкальной выразительности в хоровом концерте Дмитрия Смирнова "Кипарисовый ларец" в аспекте образной содержательности

Глава 4. "Кипарисовый ларец" Анненского

Это вторая книга стихов (первой была книга "Тихие песни"), вышедшая посмертно (в 1919 году), подготовкой рукописи занимался сын поэта. Название связано с домашней шкатулкой, где хранились рукописи. Однако, не может не звучать и символическое значение: в русской традиции кипарис понимался как дерево скорби, а "согласно античной легенде в этом дереве была заключена душа юноши Кипариса, любимца Аполлона" (3). Возможно, в названии скрыта ещё одна тайна поэта - он хотел вызвать ассоциацию со смыслом книги своего любимого французского поэта Шарля Кро "Сандаловый ларец".

Сложно установить степень авторской воли касательно композиции этого сборника. Копия плана книги, составленного самим Анненским, была обнаружена в архивах (в письме О.П. Хмара-Барщевской к В. Кривичу). Этот вариант был использован далее в издании 1987 года "Иннокентий Анненский. Избранное". "Однако, из-за отсутствия оригинала плана или прямых указаний поэта сложно считать результаты тщательных исследований специалистов бесспорными" (2, с.391). В дальнейшем мы будем рассматривать композицию, следуя за первоизданием.

Композиционно "Кипарисовый ларец" состоит из трёх разделов: "Трилистники" - по три стихотворения в каждом (три листка), "Складни" - по несколько стихотворений и "Размётанные листы". Каждый из циклов связан внутри темой или мотивом, а все вместе циклы отражают единое миросозерцание автора.

Каждый трилистник имеет название, служащее как бы ключом к содержанию стихов цикла ("Трилистник обречённости", трилистник лунный, призрачный, трилистник толпы, одиночества и так далее). "Заглавие является важнейшим элементом поэтики Анненского: оно, как правило, многозначно и имеет завуалированный смысл". (3) Стоит отметить и символику числа 3 - это символ множественности, творческой силы, созидания, обновления, роста, движения вперед, преодоления двойственности, синтез, число "неба и души".

Любопытны воспоминания М. Волошина о том, как Анненский читал свои стихи: "Иннокентий Фёдорович достал большие листы бумаги, на которых были написаны стихи. Затем он торжественно, очень чопорно поднялся с места (стихи он всегда читал стоя). Окончив стихотворение, Иннокентий Фёдорович всякий раз выпускал листы из рук на воздух (не ронял, а именно выпускал), и они падали на пол у его ног. ” (Памятники культуры. Л., 1983. С. 70).

Построение сборника как единой книги, архитектоника которой целиком подчиняется идейно-содержательному замыслу автора (название, эпиграфы, циклы, последовательность их расположения), было принципиальным для творчества русских символистов. Но даже на этом фоне композиция "Кипарисового ларца", по мнению некоторых историков русской поэзии, "упорство, с которым проведена циклизация, - явление в высшей степени своеобразное, пожалуй, уникальное в русской поэзии" (2, c.392). Это позволило Анненскому создать напряженную смысловую полифонию (при очень не простых зачастую для понимания стихотворениях или многих отдельных оборотов): контрасты, соответствия, сплетения тем и отдельных стихотворений в малых циклах (трилистник, складень), отдельных "трилистников", "складней" и стихотворений в единстве разделов ("Трилистники", "Складни", "Размётанные листы"). Эти разделы также взаимодействуют в единстве всего сборника. Нас, безусловно, в большей степени интересуют именно "Трилистники", но знание стремления Анненского к обобщению и подчинению единому замыслу всех частей не является лишним.

Герой Анненского чаще всего - противоречивая личность, борющаяся с собой, своими мыслями, чувствами, воспоминаниями и страхами, грезящая чем-то недостижимым и одновременно отрицающая эти грёзы. Часто героем в своих стихотворениях выступает он сам.