logo
Диплом Кифака 2013

Сравнительный анализ техники Меллера среди исполнителей XX века.

Изучая и осваивая технику Меллера, многие талантливые барабанщики вносили в нее свои дополнения. Оставляя в основе общие принципы, они имели различные взгляды на моменты в приемах игры. Таковым, например, является свободный отскок. Здесь, в первую очередь, хотелось бы сказать о Джиме Чапине и Дэйве Вэкле.

Джим Чапин рассказывает в своем видео уроке про TAP, UP,DOWN. Там говорится, что они должны сопровождаться кистью, а не играться на свободном отскоке. В свою очередь, Дэйв Вэкл не исключает возможность игры на свободном отскоке. И объясняет названные выше приемы игры, следующим образом.

После удара не ловить и не останавливать палочку, а дать ей отскакивать как можно дольше раз. При расслабленном и хорошо исполненном ударе, можно получить 6, 8 отскоков и более. Палочка должна скакать только за счет начального импульса хлыстообразного движения в начале удара13.

В сравнении с другими техниками интересна специфика и самих ударов. Названия ударов в технике Сэнфорда Меллера такие же, как и в других системах обучения игры на барабанах, однако они имеют другое исполнение. Основано это исполнение на движенияхTAP, UP,DOWN. Это привычные движения для человеческого организма, которые встречаются повседневной жизни. Кратко их можно охарактеризовать так:

Удар TAP - кистевой, то есть резкий удар. Совершается самой кистью при помощи короткого импульса (рис 1). В традиционной постановке левой руки, удар TAP совершается за счет ротационного вращения кисти. По мере увеличения темпа, можно легко перейти из кистевого удара на игру пальцами.

Рисунок 1

Прием UP заключает в себе движение палочки к барабану, и совершает удар в то время, как локоть и предплечье поднимаются вверх, при этом предплечье поднимается вверх в тойже плоскости, в которой находится торс. На рисунке 2 и 3 показано как поднимается локоть и как должна подниматься кисть. После того, как удар совершился, локоть отводится назад по инерции, в слегка «натянутое» состояние, как бы в пружине. В основном, этот удар предшествует удару DOWN и мало где, в одиночном варианте применятся еще. Удар DOWN - другое название, то есть хлесткий удар. Совершается он из положения сверху (рис. 3 фигура 2), но уже с отведенным от торса в бок, ни в коем случае не вперёд, локтём и приподнятым предплечьем. Сам удар наносится в том моменте, когда локоть обратно прижимается к телу, то есть возвращается в исходное положение. Удары TAP,UP,DOWN неразрывны и, как правило, идут один за другим. Как уже было сказано выше, удар UP не существует без удара DOWN, но последний может идти отдельно, если только удар с него и начинается. Техника Меллера описывает также другие технические приемы, которые вдохновили на создание новых приемов игры14.

Рисунок 2

Рисунок 3

Обогатил и внес свое видение в приемы игры Джо Джо Майер. На основе своего опыта и знаний он разработал прием, в последствии названный приемом «Майера-Меллера».

Он основывался на сокращенной до минимума технике Меллера и пальцевой техники. Суть этого приема заключается в слияние в единое целое обеих техник, что позволяет играть с большей скоростью при минимальных затратах энергии. Эта техника применима не только в немецкой постановке, но и во французской и традиционной. Принцип остается неизменен, слегка меняется расположение пальцев.

Удерживая палочку между большим пальцем и третьим суставом указательного пальца, наносим удар палочкой указательным или средним пальцем по переменной. Кисть при этом совершает минимальные колебательные движения. Безусловно, этот прием был придуман исходя из Меллерской техники. И без него не было бы возможности им овладеть15.

Как оказалось, техника игры на барабанах, написанная на основе игры солдат в военное время, просто уникальна. Она очень интересна, и если разложить все удары по названиям, то играть становится намного легче. Движения из грубых становятся плавными, резкие подергивания кистей и локтей перестают существовать. Поразительно, но Меллерская техника учит точно и совершенно использовать удары для развития просто невероятной скорости и громкости. Что удивительно, во время игры все части тела расслаблены, работает только мозг, следящий за правильным тактом.

Техника Меллера сродни с техникой "айкидо", где используется сила противника против него самого. Так и в ударе DOWN, где энергия барабанщика практически не задействована. Благодаря этому удару, военные «старички» могли очень долго и громко «отстукивать» марши и другие мелодии. И что самое интересное, на изученную технику Меллера легко ложатся другие техники.

Мы видим, как техника Меллера развивается. Музыканты, овладевшие этой школой, дополняют и видоизменяют ее. Мастера не всегда приходят к общему знаменателю, как, например, Д. Чапин и Д. Вэкл. Кто-то вносит дополнительные приемы, объединяя технику Меллера с другими техниками, как, например, Джо Джо Майер. Это и есть естественный процесс развития. Техника Меллера видоизменяется и обогащается. Но главное, что каким бы изменениям она не подвергалась, ее суть остается имманентна. И те общие принципы, которые лежат в ее основе, помогут добиться успеха еще огромному числу барабанщиков.