logo
Диплом Кифака 2013

Жизнь и творчество с. Мёллера.

Сэнфорд Августин «Gus» Мёллер (1886-1960) родился в городе Олбани, Нью-Йорке, и начал свое музыкальное образование, изучая фортепьяно. Стэнфорд был очарован игрой барабанщиков на малых барабанах во времена Гражданской Войны в США. Он провел много времени, изучая то, как они играли самодельными палочками по грубой коже. Его не просто завораживала их игра, но и поражали их физические возможности. Ведь они могли играть в течение нескольких дней, ненанося вред себе и не чувствуя никакой усталости. Наблюдая за барабанщиками, Меллер с каждым днем всецело погружался в этот мир, который, как ему казалось, открывал потрясающие возможности для развития игры на ударных инструментах и овладения совершенно новыми для того времени приемами игры. И он был абсолютно прав. Он освоил методику игры этих барабанщиков. По мере ее изучения и освоения он все больше начинал осознавать ее значение. Результаты были ошеломляющими. Все свои наработки и полученные знания Сэнфорд описывал в своих письменных трудах. Все больше увлекаясь этим процессом, Меллер захотел поделиться тем, что стало ему уже так дорого и ценно. Он начал передавать свой опыт другим и стал преподавать.

Он документально описал свои наблюдения игры нескольких лучших барабанщиков того времени. Они разработали технику игры, основанную на циклическом, хлыстообразном движение, сила которого происходила от движения, а не от мускульных усилий. Хотя метод называют методом Меллера, это не была техника, придуманная Сэнфордом. Он собирал всю информацию, которую видел, и делился ею с другими. Такие барабанщики, как Джим Чапин (Jim Chapin), Джин Крупа (Gene Krupa), и Вилиам Людвиг (William Ludwig) учились у Сэнфорда.

Среди всех его последователей стоит обратить особое внимание на Джима Чапина. Этот человек стал одним из самых ярых поклонников школы Меллера. Кроме того он выделялся среди других учеников и был среди них лучшим, по мнению самого Сэнфорда. Существованию и такой популярности техники Меллера в современном мире мы во многом обязаны именно Джиму. Потому как он не только активно использовал ее в обучении собственных учеников, но и способствовал ее всемирному распространению1.

В 1925 барабанщик Сэнфорд Меллер собрал информацию по рудиментам в своей знаменитой книге "The Moeller Book: The Art of Snare Drumming".

Затем компания Ludwig Drum собрала группу видных инструкторов-барабанщиков со всех районов страны – с востока, запада, севера и юга, чтобы обсудить этот вопрос и придти к практической системе, которая подходила бы всем. Собрание состоялось во время Национальной конвенции Американского легиона в Чикаго, 20 июня 1932 года2. Техника Меллера разворачивалась и развивалась с началаXX века до нашего времени. Он освоил, разобрался и провел анализ техники игры на барабане, сам не подозревая, сделав величайшее открытие в технике исполнительского ударного мастерства.

  1. Ученики С. Меллера.

Рассмотрим последовательность перехода техники Меллера от первых учеников до барабанщиков нашего времени. Все эти люди влюблены в барабаны и в своё дело. Работая над собой, в поисках разных подходов игры на барабанах они доводили владение инструментом до совершенства. И приходили к выводу, что техника Меллера являлась основополагающей для овладения игры на барабанах на профессиональном уровне, и умения «разговаривать» с помощью инструмента. Д. Крупа первый барабанщик, вошедший в зал славы! Он настолько повлиял на музыкальное мировоззрение Д. Чапина, что тот, впоследствии не дал умереть этой техники, а наоборот, стал пропагандировать её и обучать своих учеников, в будущем ставших великими музыкантами. В дипломной работе я приведу лишь малую часть этих выдающихся личностей, которые сыграли одно из ключевых значений в технике Меллера, и без которых она могла бы просто прекратить свое существование.

Ниже приводится схема величайших барабанщиков, последователей и учеников Меллера, на примере которых, строится данная работа:

С. Меллер

Джим Чапин

Джин Крупа

Дэйв Вэкл

Джо Майер

Остановимся на каждом поподробнее и рассмотрим их творческий путь.

Джин Крупа (Gene Krupa)

Родился 15 января 1909 года в Чикаго (США), в семье польского эмигранта. Еще ребенком он переезжает в Висконсин. Там его преподавателем становиться Меллер. Это событие послужило грандиозному росту талантливого 11 летнего мальчика. Учась в школе, Крупа подрабатывает в музыкальном магазине мальчиком «на побегушках». Однажды на заработанные в магазине деньги Джин покупает себе барабаны. В юном возрасте он понимает, что единственное, что интересует его в жизни - это музыка, и благополучно бросает учебу. Наконец Джину везет - он заменяет заболевшего барабанщика группы «CHICAGOANS», и остается, играя в Чикаго и в Мэдисоне. В 1929 году Крупа переезжает в Нью-Йорк. Там он играет вместе с Беном Гудманом и Гленом Миллером, а затем получает постоянную работу в оркестре Расса Коламбо. В 1938 из-за разногласий с Гудманом, Джин уходит из оркестра. Он организовал свой оркестр в апреле этого же года, которым руководил по 1943 год. В 1960 году у Крупы начинаются серьезные проблемы со здоровьем - сердечный приступ, потом лейкемия. Несмотря на это, он собирает новый оркестр, с которым выступает до 1972 года. В 1973 году Джин Крупа умирает от сердечного приступа в возрасте 64 лет3.

«Он был не просто лучшим - он был самым лучшим»4

Вся жизнь этого величайшего музыканта прошла в гастролях и в студиях звукозаписи. Дискография насчитывает свыше 20 альбомов с разными коллективами (учитывая, что это начало прошлого столетия). Например, одним из его учеников был Питер Крисс, барабанщик рок-группы KISS, что говорит о многогранности таланта Крупа как музыканта и педагога разнопланового направления.

Джим Чапин (Jim Chapin)

Чапин родился в Нью-Йорке в 1919 году. В 18 летнем возрасте он услышал Джина Крупу и вдохновился барабанами. Его учителем становиться Сэнфорд Меллер. В начале 1940-х годов Джим начинает работать над своей первой книгой «Advanced Techniques for the Modern Drummer, Volume I, Coordinated Independence as Applied to Jazz and Be-Bop», которая, в конечном счете, была опубликована в 1948 году. Эта книга вызвала сильную реакцию в среде барабанщиков. Чапин был вынужден носить барабанные палочки в своем заднем кармане, на случай если его просили продемонстрировать особо трудные места, и доказать, что он действительно может играть каждый рисунок в книге. На сегодняшний день эта книга известна как «The Chapin Book» и возможно эта нотная книга самая важная, написанная когда-либо. В 1992 году Чапин записывает обучающие видео, которое называется «Speed, Power, Control, Endurance». В 1994 году, Чапин получил две награды за его вклад в музыку и образование. В 1995 году, был вписан в Percussive Arts Society Hall of Fame. 4 июля 2009 года на девяностом году жизни Джим Чапин скончался5.

Его смерть стала трагедией для мира ударного искусства. Он делал этот мир особенным, живым, динамичным. Он был не только потрясающим мастером своего дела, но и умел, как никто другой, заражать своей любовью к музыке всех, кто когда-либо имел возможность познакомиться с ним. Благодаря обучению у Джима Чапина, огромного скачка в развитии добились такие известные барабанщики как: Дэйв Вэкл (Dave Weckl), Джо ДжоМайер (Jojo Mayer), Максим Клоц и многие другие.

Вдохновленные Чапином, они являются одними из самых востребованных и успешных барабанщиков на сегодняшний день.

Лично для меня, Дэйв Вэкл и Джо Джо Майер – это те люди, которые не просто вдохновляют меня, а открывают мне особую тайну. Тайну техники Меллера, дополненную своими наработками. Это люди, благодаря которым ударное искусство сегодня не просто живет, а развивается и помогает взрастить новые таланты.

Ниже будут рассмотрены наиболее важные моменты жизни и творчества Дэйав Вэкла и Джо Джо Майера.

  1. Последователи техники Меллера нашего времени.

Перечислять всех барабанщиков в данной работе, к сожалению, нет возможности, иначе работа приобрела бы другой смысл. Поэтому рассмотрим лишь несколько выдающихся барабанщиков, последователей Меллера, которые продолжили, углубили и трансформировали его музыкальные идеи, привнеся в них и само творчество Мастера, и их собственное восприятие его искусства. На мой взгляд, ярчайшими из них являются Дэйв Вэкл и Джо Джо Майер. И не только за то, что они продолжают дело Великого Меллера, но и за то, что они нашли свое собственное «имя» и свой стиль в игре на барабанах, обогатив их новым внутренним содержанием: музыкальным, духовным и техническим. Эти барабанщики без сомнения оставили, оставляют и ещё оставят неизгладимый след в душе каждого музыканта.