logo
История зарубужной музыки

3 Симфония Бетховена («Героическая», es-dur,)

Считал лучшей своей симфонией. «Героическая» открыла не только центральный период в творчестве самого композитора, но и но­вую эпоху в истории симфонической музыки – симфонизм XIX века. Хотел посвятить её Наполеону(он был идеал для Б.), но сущ. Версия, что посвятил её Ахиллу, особенно 3ю часть (траурный марш) Главная тема ( Es-dur, виолончели), предваряемая двумя мощными аккордами оркестрового tutti, начинается с интонаций обобщенных, в духе массовых революционных жанров. тема чрезвычайно динамична, она сразу дается в процессе бурного развития. Ее строение подобно нарастающей волне, устремленной к кульминационной вершине, которая совпадает с началом побочной партии. Побочная партия решена очень нетрадиционно. В ней не одна, а целая группа тем(3 темы) Подобно экспозиции разработка многотемна, в ней получают развитие почти все темы ( отсутствует только 3- я) Интонационные изменения в главной теме продолжаются в репризеII часть (c-moll) – переключает образное развитие в область высокой трагедии. Композитор назвал ее «Похоронным маршем ». Самый яркий контраст во всей симфонии – между Траурным маршем и следующим за ним Скерцо, народные образы которого подготавливают Финал. IV часть  это кульминация всей симфонии, утверждение идеи всенародного торжества. Лаконичное вступление звучит героическим призывом к борьбе. кода дает окончательный жизнеутверж­дающий вывод.

  1. 5 симфония Бетховена. (c-moll, 1808)

Начинается с лейтмотива (ведущего мотива) В 5 симфонии раскрывается основная тема бетховенского симфонизма – героика борьбы. Эту идею симфония воплотила в наиболее концентрированном виде, развиваясь «от мрака – к свету, через борьбу – к победе». Впервые симфония становится жанром, в котором комп. Предстаёт перед нами философом(фил. Взгляд на мировоззрение) «Так судьба стучится в дверь».Финал – сонатная форма, в конце разработки звучит лейтмотив. Вся симфония обладает необысновенным единством (благодаря лейт-мотиву).

  1. 9 симфония Бетховена (d-moll, 1824)

Героико-драматическая линия. последняя завершённая симфония. Будучи завершённой в 1824, она включает в себя часть Ode an die Freude («Оды к радости»), поэмы Фридриха Шиллера, текст которой исполняется солистом и хором в последней части. Это первый образец, когда крупнейший композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами. Этот фрагмент, «Ода к радости», в аранжировке Герберта фон Караяна используется как Гимн Евросоюза. части: 1я - Allegro, 2я - Molto vivace,3я - Adagio, 4я - Presto (с хором)

  1. Жанр увертюры в творчестве Бетховена. «Эгмонт» (1810)

С именем Бетховена связано рождение нового симфонического жанра — программной увертюры, Живая и легкая увертюра «Прометей», близкая по характеру Первой симфонии, была напи­сана к балету «Творения Прометея» (либретто и постановка Ви-гана); героико-трагическая увертюра «Кориолан» должна была служить вступлением к одноименной трагедии австрийского дра­матурга И. Г. Коллина. Группа из 4 увертюр — «Леонора» № 1, 2, 3 и «Фиделио» возникли в процессе работы над оперой «Фи­делио». о именно в творчестве Бетховена произошло качественнее перерождение жанра: из прикладной музыки увертюра преврати­лась в симфоническое произведение. Увертюра к трагедии Гёте «Эгмонт». Трагедия (1782) основана на подлин­ных исторических событиях, относящихся ко времени испанского владычества в Нидерландах. Эгмонт, граф Лемораль (1522—1568), возглавил восстание, которое было подавлено испанским правителем герцогом Альбой, а Эгмонт казнен. Бетховен, писав­ший музыку к «Эгмонту» во многом усилил революционное звучание гётевской трагедии. Музыка решена в ге­роическом ключе, овеяна духом свободолюбия. Увертюра откры­вается зловеще-торжественным Вступлением; ритм старинного испанского танца сарабанды, мрачные аккорды струйных олицетво­ряют образ тяжелого гнета; ответные «стенания» деревянных вос­принимаются как воплощение горя. Обе темы играют главную роль в драматургии сонатного аллегро. Из второй рождается тема ге­роического порыва (главная партия), первая сохраняет значение зловещей силы, встающей на пути к свободе. Этот острый кон­фликт и лежит в основе симфонического развития увертюры, при­давая особую взрывчатость и краткой разработке, и репризе. Ярко звучит завершающая увертюру «Победная симфония» — апофеоз героизма и самопожертвования во имя свободы.