Некоторые интсрументальные жанры эпохи классицизма: квартет, дивертисмент, серенада, кассация, ноктюрн.
Дивертисмент, кассация, серенада, ноктюрн – жанры оркестровой музыки. Эти произведения предшествовали симфонии. Дивертисмент – музыкальное произведение развлекательного хар-ра.Принцип сюитности (простого присоед.частей) Кассация(нем) – жанр представлял собой род многочастной сюиты развлекательного характера, нередко напоминая тем самым дивертисмент или серенаду (как указывают некоторые исследователи, термин “кассация” происходит от немецкого диалектного Gassation — серенада). Кассации исполнялись обычно на открытом воздухе, отсюда — обязательное включение в партитуру духовых инструментов, как деревянных, так и медных. Серенада – вечерние песни под окном возлюбленной. Ноктюрн(лат.ночной) – исполнялся часто ансамблями духовых инструментов. Квартет - жанр академической музыки, произведение для четырёх смычковых инструментов (как правило — двух скрипок, альта и виолончели)состоит из: быстрая часть — медленная часть — менуэт — быстрый финал.
В. – А. Моцарт (1756 – 1791).Характеристика творчества.
Великий австрийский композитор, клависист – виртуоз, скрипач, импровизатор, дирижёр, пред. Венской класс.школы. Симфонии, класс.концерты,сонаты,квартеты, создал свыше 600 муз.произв. во всех жанрах.Оперное творчество: жанр итальянской opera-seria,opera-buffa, зингшпиль.1 период – г.Зальзбург (1756-1780), 2 период – г.Вена (высш.расцвет творчества,1781-1791) Уже в 3 года умел импровизировать на клависине.Леопольд Моцарт – отец музыкант. Моцарта воспринимали как гения, давал концерты уже в 3 года. В 7 лет опубликовал 4 сонаты для скрипки и клавира.Моцарт – оперный реформатор. Написал великие оперы(перечис.) последнее незаконч. Произ. «Реквием»
Оперное творчество Моцарта.
В 11 лет написал первую оперу «Аполлон и Гиацинт». Во время поездки в Италию получает 1й заказ на оперу(14 лет) к 14 годам 4 оперы в разн.жанрах,инструм.сочинения. Венский период творчества: оперы: «Похищение из Сераля»(жанр зингшпиль на нем.яз. с диалогами) «Свадьба Фигаро»(по канонам оперы – буффа, но с измен., «Дон Жуан» (премьера в Праге 1787) – весёлая драма. «Волшебная флейта» (зингшпиль,нем.яз)
Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» (1786)
Премьера в Вене. Опера в 4х действиях по мотивам Бо-Марше «Безумный день или свадьба Фигаро».Каноны классицизма (единство времени, места и действия). Фигаро (баритон, слуга графа),Сюзанна(его невеста,служанка).Мощная психологическая хар-ка дейст.лиц.Жанр опера-буффа на ит.яз. Речитатив сэка(«сухой» реч.).Обилие и разнообразие ансамблей (14 ансам.) 1я ария Фигаро с элементами менуэта, 2я – с эл. Марша, 3я – драм.хар-р. Дуэты Фигаро и Сюзанны. 2 арии Графини (в мажорных,благородных тональностях с интонациями ламенто)
Опера Моцарта «Дон Жуан» (1787)
Дон Жуан – вечный образ, к которому обращались многие драматурги. Тирсо да Молина – 1й драматур, кот.обработал легенду о Дон Жуане. Так же Мольер в 17 веке.Такой балет был и у Глюка. Слгуа Дон Жуана – Лепарелло. Драма-дьякозо (весёлая драма)-жанр оперы. Удивительное смешение комедии и трагедии.Новаторская опера.В опере прослеживаются черты эпохи барокко.В трагических сценах выступает как мужественный персонаж. Бас – буфа – у Лепарелло. Лейт-мотив (сквозная музыка) образ командора (остенатный ритм)ре-минор.Дон-Жуан (баритон).Наличие музыкальных цитат, облик Д-Ж очень противоречив. Аккомпанированные речитативы.