logo
История зарубужной музыки

Инструментальная музыка Моцарта. Жанры. Симфонии Моцарта.

Симфонии (41), дивертисменты, кассации, серенады, марши, танцы, концерты для различ. инструм. (все концерты у Моцарта из 3х частей. Фортепиано с оркестром, скрипка,фагот и т.д.), различ.ансамбли(квинтеты,трио),фортепианные произведения.Театр и симфония. Оперы у Моцарта насыщены симфонизмом.И симфоническая музыка впитывает в себя влияние оперы.Единство мышления.Ранние симфонии близки к дивертисментам. Симфония 41 (до-мажор): её назвали «Юпитер» (почему неизвестно) 4 цикла выстроены так,ч то самое главное значение имеет финал. Он сочетает в себе сонатную форму и форму фуги.(многотемную) В коде пятитемная фугатта.Различные интервалы перемещения, прозрачность. Симфония 40 (соль-минор): 3 части их 4х в сонатной форме. Симфония предполагает единый замысел. Мир, представленный в самых разных красках. Единство тональности, единство интонации. Разработка в 1й части носит неустойчивый хар-р.Яркие краски, полифонические перестановки. Кода строится на мотивах главной партии. Все темы лиричные.

  1. Фортепианное творчество Моцарта. Жанры. Стиль. Примеры.

19 фортепианных сонат. 4 фантазии для ф-но, вариации, менуэты, рондо для ф-но. Во времена Моцарта фортепиано было несовершенно. Cantabile – стиль, придуманный Моцартом (клавир) Пример: К числу самых популярных моцартовских сонат относится соната A-dur. От всех прочих A-dur’ная соната отличается необычным строением цикла, в котором нет ни одной части в сонатной форме. I часть представляет собой изящные вариации на тему в ритме сицилианы. Далее следует рыцарственно-галантный менуэт, заменяющий медленную часть цикла. В роли финала выступает рондо, снабженное программным названием «alla turca», музыка которого близка к «янычаркому» (турецкому) стилю. Этот стиль был очень модным в музыке XVIII века, особенно во французской опере. Он ярко представлен и в «Похищении из сераля», первой венской опере Моцарта. Для него характерно быстрое движение в двухдольном размере, некоторая ладовая причудливость и использование шумных ударных инструментов. Так же знаменитая Фантазия до-минор,соната до-минор.

  1. Л.Ван Бетховен.Характеристика творчества.

Немецкий композитор, пианист, дирижёр, венский классик.Происходил из семьи потомственных музыкантов.1й период(г.Бонна) – боннский. Нефе – учитель Бетховена в Бонне.С ранних лет становится кормильцем семьи. Песенка «Сурок» и 2 сонаты – боннский период. Моцарт высоко оценил талант Бетховена. 2ф период (22 года Бетховену 1892г, г. Вена) охватывает 10 лет жизни, период становления, зрелого расцвета.Учится у Гайдна, у Сальери.Желанный гость в салонах. Написано более 10 произв. в разных жанрах. Пишет сонаты(собст.стиль), 2 симфонии,камерную музыку,фаторию «Христос на масличной горе», балет «Творения Прометея» 1800г – 1я симфония. С 1797 начинает прогрессировать глухота.В 1815г отказывается от концертной деятельности.1802г-переломный(близок к самоубийству) начинается 3й период творчества(1802) – правление зрелого стиля Бетховена.В музыке Бетховена действуют законы диалектики. Героико-драматическая музыка.(3я симфония ми бемоль-мажор)Хотел посвятить Бонапарту, но посвятил Ахиллу.Использует жанр скерцо-яркий жанр в творчестве композитора.4,5 симфонии, 32 вариации, фантазия для ф-но,хора и оркестра,цикл песен к далёкой возлюбленной, Батальная симфония (триумфальная). Поздний Бетховен(почти глухой): 5 поздних концертов, 5 монат, возр. Роль полифонии, 9 симфония – верншина стиля, в финал включена кантата(ода «к радости»Шиллера) торжественная месса, философские рассуждения в музыке.

  1. В боннский период пишет 6 сонат, во второй период (вена) вырабатывает собст.стиль сонаты.9 сонат для скрипки и ф-но,виолончели,квинтеты.Жанр фортепианной сонаты (8я патетическая, 14 лунная) – любимый жанр Бетховена. Пианизм Бетховена – это пианизм нового героического стиля, в высшей степени насыщенный идейно и эмоционально. Он был антиподом всякой светскости и утонченности. Он резко выделялся на фоне модного в ту пору виртуозного направления др. композиторов. Они блистали мелкой «бисерной» техникой, филигранной отточенностью каждой детали. В бетховенском же исполнении больше поражали не частности, а общее, образ произведения в целом. Игру Бетховена современники сравнивали с речью оратора, с «дико пенящимся вулканом». Она поражала неслыханным динамическим напором и мало считалась с внешним техническим совершенством. Соната №14(лунная – название дал Рельштаб): Лирико-драматический тип. Соната посвящена 17-летней графине Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблен в юную графиню и хотел на ней жениться. Соната состоит из трех частей: 1. Adagio sostenuto(скорбное осознание жизненной трагедии)  Allegretto — вторая часть сонаты(скерцо) «Это цветок между двух пропастей» - Лист. чистая радость, внезапно мелькнувшая перед мысленным взором 3. Presto agitato — третья часть сонаты (психологическая реакция: душевная буря, врыв яростного протеста.

  1. Две линии бетховенского симфонизма:героико-драматический,лирико-жанровый.

У Бетховена особенный симфонизм. 9 симфоний. В тв-ве можно выделить 2 линии: героико-драматическая(часто) трагическая линия (симфонии 3,5,9, опера «Феделио», ряд увертюр: «Эгмонд», «Кориолан», 3й ф-ный концерт) главный смысловой вектор – «от мрака к свету, через борьбу к победе» 2-я линия – лирико-жанровая (симфонии 1,2,4,6,8) 6 симфония: программная,пасторальная симфония (F-dur) 5 и 6 симф. Писал одновременно. 5 частей: 1я – сонатное аллегро «радостные чувства по прибытии в деревню» 2я – медленная часть «Сцена у ручья» (деревянно-духовые инструменты имитируют пение птиц) 3я,4я,5я – идут без перерыва, объед. в ед. целое. 3я – «вестное сборище селян» (скерцо), 4я – «Гроза»(отголоски тв-ва Вивальди), 5я – «Пастушеская песня» «Радостные чувства после бури» 1808 – год окончания.