logo search
Белорусский рок-н-рол

2.2 Белорусский рок-н-ролл в портретах

Много белорусских групп играли рок-н-ролл: Akute, BONDA, BeZ bileta, Dali, J:Морс, N.R.M., Naka, Крама, Крамбамбуля, Красные Звёзды, Лявоны, Мантана, Мроя, Neuro Dubel, Ulis, Новый Иерусалим, Песнярым, Rouble Zone и др. Рассмотрим творчество наиболее значимых для белоруского рок-н-ролла.

Первыми рок-н-рольщиками по праву можно назвать ВИА Песняры. Владимир Мулявин и его друзья начали в 1969-м -- они играли в минских кинотеатрах перед сеансами, причем играли с таким драйвом, что публика часто требовала отменить показ кино и продолжать музыку. До того как назваться "Песнярами", они назывались "Лявонами", что в переводе на русский означало "Балагуры".

В самом этом названии было уже заложено не только предощущение фолк-рока, который им предстояло играть, но и ясное понятие о характере Мулявина, которого в группе почтительно и любовно звали Муля: он, как сказочный Иван-дурак, отличался простотой, глубиной и хитроумием. Хитроумием было сочетать в одной программе песню про лапти и европейский попсовый хит "Делайла". Простота была в самом виде ясного, круглого лица Мулявина -- говоря, он с наивной улыбкой подергивал себя за усы...

"Песняры" представляли собой настоящую рок-н-ролльную команду -- не только по звуку, но и по манере вести себя в жизни. Мулявин носил длинные волосы и густые, опускающиеся вниз усы -- невозможный облик для стерильного певца советской эстрады. Иногда, утомившись играть обязательную ерунду, они выкрикивали со сцены: "А теперь -- песня великих "Битлз"!" -- и играли нечто совершенно невообразимое для тех постных лет.

Местами они могли быть дикими -- совершенно в стиле Пита Таушенда из The Who, который, как известно, разламывал на сцене ударную установку. На некоторых концертах Мулявин играл на гитаре лежа, на других сокрушал телевизионную технику, действующую ему на нервы. Во всяком случае, слухи о подобных подвигах Усатого Дядьки ходили. Но сильнее любых слухов доказывала энергетическую мощь группы ее музыка. Стоило им начать фолк-роковую, с тяжелым басовым рефреном, Косил Ясь Конюшину -- как пол начинал дрожать...

Образ жизни группа и ее участники вели вполне рок-н-ролльный -- но с поправкой на белорусскую ментальность, предполагающую три неспешные трапезы в день и литр водочки на ночь. В триаде sex, drugs and rock-n-roll на месте drugs у "Песняров" стояла водка с бульбой в виде закуски.

Барабанщик группы Александр Демешко вспоминал много лет спустя в одном из интервью, что в те годы "не моргнув глазом выпивал две бутылочки "водовки", литр томатного сока со сметаной и укропом, закусывал селедкой, вареной картошкой и двумя татарскими бифштексами". Это белорусское раблезианство я ощутил полной мерой в далеком 1977 году, когда приехал в Минск корреспондентом журнала "Ровесник" писать об американских гастролях "Песняров". Анатолий Кашепаров, вокалист группы (позднее он эмигрировал в США), пригласил меня к себе домой -- я до сих пор помню тот долгий вечер за столом, обилие бифштексов, кастрюлю с вареной картошкой, бутылку самогона и ощущение медленно впадающих в отупение от сытной еды и крепкого пойла мозгов...

Но при этом, несмотря на периодические выбросы агрессии, "Песняры" никогда не были протестной командой и частью рок-н-ролльного подполья. Судьба Майка Науменко или Б.Г Мулявина не влекла. Вряд ли это был осмысленный, умственный выбор хода в шахматной партии -- он просто был иным по натуре.

Диссидентские завихрения ему не были свойственны. Он не был по национальности белорусом (родился за Уралом), но впитал в себя белорусскую ментальность, белорусский образ мысли и чувства. Как определить этот образ? Добродушие, неспешность, лояльность, отсутствие истерики, мягкость нрава, в глубине которой, как свинчатка в комке пуха, кроется твердое ядро. В его музыке все это чувствовалось. Это был не просто унифицированный космополитичный рок, а именно рок из Белоруссии -- музыка, лишенная столичной претенциозности, избавленная от мелкой суеты, просторная, как зимние поля, неспешная, как леса вдоль дороги.

Мулявин очень хорошо вписывался в предлагаемые ему советской властью обстоятельства -- участвовал со своей группой во всевозможных комсомольских песенных конкурсах, пел песни советских композиторов и ездил на гастроли за рубеж в те годы, когда другие рок-группы в лучшем случае ездили играть на танцы в соседнюю школу. Он вполне лояльно играл по советским правилам. Если бы в нем и в его группе было только это -- сейчас говорить было бы не о чем. Но сверх способности приспособления в "Песнярах" было и что-то еще, что разительно отличало их от других так называемых ВИА, отвратно голосивших казенные оптимистические песни...

Людей, четко деливших музыку на подпольный и поэтому подлинный рок-н-ролл и на разрешенный и поэтому фальшивый, песни Мулявина в те годы часто ставили в тупик. Они были разрешены, их крутили по радио и выпускали на пластинках (в СССР было выпущено 12 миллионов экземпляров пластинок "Песняров"), но при этом в них были подлинный драйв и истинное чувство. Я знал в те годы человека -- вполне рок-н-ролльного человека, слушавшего Deep Purple и Grand Funk, -- который несколько месяцев подряд напевал только одну песню: это была чувствительная и пронзительная Александрина.

Мулявин каким-то образом умел оказаться шире рамок, которые добровольно принимал, выше потолка, под которым добродушно соглашался существовать. Более того -- теперь, когда Советского Союза уже нет и можно оценивать не героизм рок-н-ролльного подполья, а просто музыку, -- ясно, что в композициях Мулявина было больше музыки, чем во многих немудреных творениях подпольных рок-н-ролльщиков, которые плохо играли на гитарах и писали наивно-патетические тексты к своим неумелым песням.

Мулявин четко знал, что делал. Он был профессионал -- это становилось понятно каждому, кто хоть раз побывал на его репетиции. Он властно руководил своей командой, добиваясь чистоты и прозрачности звука, столь присущих "Песнярам". Музыканты из его группы, представавшие на советской сцене в виде наивных фольклорных парубков, ими вовсе не были: пианист Гилевич, например, слушал Оскара Питерсона и Рика Вейкмана, а Кашепаров -- Led Zeppelin и Uriah Heep.

Сам Мулявин, кстати, в том давнем моем интервью на вопрос о своих музыкальных пристрастиях ответил с наивным хитроумием человека, желающего подчеркнуть свою самостоятельность, но при этом не показаться отставшим от моды: "Мы стараемся избежать влияния других групп... Мне нравится Chicago". Он очень хорошо слышал плавную, мягкую мелодику русской и белорусской речи, очень тонко чувствовал здешний ритм и звук, не совпадавший с ритмом и звуком всемирного музыкального потока. В электрический звук группы он вплетал лиру, найденную им в одном из музеев. Он пытался привить к западному рок-н-роллу славянский побег. Таких попыток было совсем немного -- и лишь две из них можно назвать безусловно удавшимися. Это Czerwone Gitary в Польше -- и "Песняры" в СССР.

МРОЯ

Образована в 1982 году по инициативе учеников Минского художественного училища. Первоначальный состав: Лявон Вольский (гитара, вокал), Владимир "Владя" Давыдовский (гитара), Юрий Левков (бас-гитара), Алесь Демидович (ударные).

Коллектив стал первым исполнителем в истории современной белорусской популярной музыки, который записал и выпустил на Всесоюзной фирме "Мелодия" альбом, полностью состоящий из авторских произведений в жанре рок-музыки на белорусском языке.

В разное время лидер-гитаристами коллектива были Венедикт Конев-Петушкович, Леонид Ширин (позже "Новае неба", "Da Vinci"), Виктор Смольский (позже "Rage"). В 1993 году в состав коллектива вошел Пит Павлов. В сентябре 1994 года участники коллектива решили сменить его музыкальную направленность и название. С того времени этот состав коллектива выступает под названием "N.R.M." ("Незалежная Рэспубліка Мроя").

Наиболее известные произведения группы "Мроя": "Я - рок-музыкант", "Кастрычніцкі цягнік", "Апошні інспектар", "Мама-мафія".

Фестивали: Республиканский фестиваль молодежной музыки "Наваполацк" (Новополоцк, 1988), "Рок-крок" (Гродно, 1988), "Рок-диалог" (Могилев, 1989), "Рок-богема" (Днепродзержинск, Украина, 1989), "Rock-Maffia" (Сопот, Польша, 1990), "Belfort-FIMU" (Бельфор, Франция, 1991), "Басовішча" (Гродэк, Польша, 1991).

Награды: лауреаты фестиваля "Наваполацк" (Новополоцк, 1988), приз зрительских симпатий на фестивале "Рок-крок" (Гродно, 1988), гран-при на фестивале "Тры колеры" (Минск, 1990), лауреаты "Басовішча" (Гродэк, Польша, 1991).

Дискография:

"Стары храм" (альбом, МС, 1983)

"Зрок" (альбом, МС, 1987)

"Студыя БМ" (альбом, МС, 1988)

"28 зорка" (альбом, LP, 1990)

"Біяполе" (альбом, МС, 1991)

"Лепшыя песьні з альбомаў 1988-90" (сборник, МС/CD, 1992)

N.R.M

N.R.M. (белор. Незалемжная Рэспумбліка Мромя) -- культовая белорусская рок-группа, поет на белорусском языке и при написании текстов часто использует белорусскую латинку (латинизированный алфавит). Основана в Минске в 1994 году участниками рок-группы "Мроя".

Смена названия была связана с желанием отойти от стереотипов, связанных с "Мрояй", и начать играть новую музыку на новом уровне. Альбом "Пашпарт грамадзяніна N.R.M." (Паспорт гражданина N.R.M.) (1998 год) стал высотою работы группы. Песни с него (в особенности "Песьня пра каханьне" (Песня про любовь) и "Паветраны шар" (Воздушный шар)) стали действительно культовыми среди национально ориентированной молодежи. С тех пор N.R.M. остается самой популярной белорусской рок-группой в Беларуси.

Альбом "Try carapachi" (Три черепахи) (2000) стал качественным переходом группы на новую ступень в работе над музыкой. Слегка изменилась музыка и стилистика текстов, что стало причиной отхода некоторых старых любителей группы и появления многочисленных новых. Музыка стала более тяжелой, тексты -- более глубокими и актуальными. Вообще альбом значительно больше профессональный нежели предыдущие. Одной из самых хитовых песен N.R.M. стала сама "Try carapachi", без которой не обходился ни один концерт.

С 2000 года участники стали больше своего времени выделять на работу в других музыкальных проектах (в итоге чего почти вся рок-сцена Беларуси так или иначе связана с участниками группы N.R.M.), потому альбомы стали появляться реже, и количество сольных концертов уменьшилось.

"Dom kultury" (Дом культуры) (2002) стал закреплением перехода, обозначенного в 2000 году. Заметные хиты -- "Try carapachi -- 2" и "Fabryka" (Фабрика).

Но с 2002 года начали появляться и слухи о предстоящем развале группы. По крайней мере, за следующие 4 года не было издано ни одного нового альбома (только две новые песни на сборнике "Справаздача 1994--2004" (Отчет 1994--2004) (2004)).

Но с 2002 года начали появляться и слухи о предстоящем развале группы. По крайней мере, за следующие 4 года не было издано ни одного нового альбома (только две новые песни на сборнике "Справаздача 1994--2004" (Отчет 1994--2004) (2004)).

Зато в течение следующих трех лет группа продолжала активную концертную деятельность. Состоялись многочисленные выступления за границей: в Польше, Германии, Словакии, Швеции. У себя на родине в это время группа входила в список запрещенных[1], поэтому концерты проходили редко и в полуподпольных условиях.

В 2007 году был издан долгожданный шестой студийный альбом "06". Он был записан, по словам Лявона Вольского, под влиянием политических событий весны 2006 года. Альбом "06" составлен из разностилевых песен и выделяется тем, что при записи были использованы новые для группы инструменты -- виолончель, мандолина, клавишные. Кроме того, впервые песни исполняет не только Лявон Вольский, но и остальные участники группы и даже детский хор.

После событий конца 2007 года[2] группа вычеркнута из списка запрещенных, что дает ей возможность выступать с легальными концертами в Беларуси, чем группа и занимается, проводя активную концертную деятельность в течение всего 2008 года. В начале 2010 группой впервые после трехлетнего перерыва была записана новая песня -- "Палітыка-паралітыка".[3] Однако, в 2011 году, после событий 19 декабря, группа снова попала в список запрещенных (хотя белорусские власти всячески отрицают существование подобного списка).

На "Рок-коронации" 2011 группа выступала неполным составом без Лявона Вольского[4]. Весь 2011 группа выступала в новом составе без Вольского, который покинул группу из-за разногласий с другими ее участниками [5] 16 февраля 2012 Вышел первый сингл к новому альбому группы записанному без участия Лявона Вольского. 18 мая 2012 в Минске прошел благотворительный концерт "Прамень сонца" с учатием N.R.M.

Альбомы:

LaLaLaLa (1995)

Одзірыдзідзіна (1996)

Made in N.R.M. (1997)

Пашпарт грамадзяніна N.R.M. (1998)

Акустычныя канцэрты канца XX стагодзьдзя (1999)

Samotnik (2000)

Try carapachi (2000)

Dom kultury (2002)

Spravazdaca 1994-2004 (2004)

06 (2007)

Нейро Дюбель

"Нейро Дюбель" -- рок-группа из Минска, Беларусь. Стиль группы -- панк-рок, или реже -- "русскоязычный ракенролл". Тем не менее, группа использует множество стилей -- от регги и блюза до хардкора. Может быть, именно это многообразие вместе с мощнейшей концертной энергетикой и "нервными", по определению журналистов, текстами, явилось причиной того, что группа завоевала достаточную любовь белорусской аудитории…

Нейро Дюбель был основан в 1989 Александром КуЛЛинковичем (в то время еще КуЛинковичем) и Геннадием Агейчиком. Днем рождения группы считается 17 июля, когда этот дуэт, в состоянии ужасного похмелья, написал и записал несколько медленных и грустных песен. В течение нескольких последующих лет дуэт работал преимущественно дома, собирая музыкальный материал и создавая свой собственный стиль и звучание. В этом состоянии, используя преимущественно домашнюю аудиотехнику, группа выдала на-гора несколько альбомов (включая один акустический), что называлось "Некачественные продукты студии ГангрЭна Продакшн". В 1991 Агейчик покинул группу, и на месте дуэта возник концертный состав: лидер и автор текстов Куллинкович, гитарист Юрий Наумов, басист Дмитрий Чиж и барабанщик Андрей Степанюк. Первое появление Нейро Дюбеля на сцене состоялось на открытии "Астролябии-Шоу" 4 октября 1991 г.

В 1992 был записан первый студийный альбом "Ромашка (Из жопы с любовью)". Группа была первым гостем из Белоруссии в Московском панк-кафе "Отрадное".

В 1993 с появлением новых музыкантов -- клавишника Макса Ивашина и басиста Стаса Поплавского группа выхожит на почти профессиональный уровень и начинает много и активно концертировать. Нейро Дюбель принимал участие в местных фестивалях: "БУДЬ СПОК" и "Чужая Вода? в Могилеве, "В защиту Музыкальных Меньшинств", "Рок-Форум", "КГ - Сердитый Праздник", "Тяжелый День" в Минске, в акциях "Беларусь Против Ядерного Оружия" и "Музыканты Против Наркотиков", церемониях "Рок-Коронация" в 1995-96 годах, где группа была награждена специальным призом Ленинградского рок-клуба и группы ДДТ.

В 1995 вместе с новым соло-гитаристом Максимом Паровым был записан двойной студийный альбом "Умные Вещи (The Best)".

В 1996 увидел свет альбом "Жестокое Самоубийство Универсальной Нарезкой Бернера", и в течение первых двух месяцев 1997 года эта программа была продана в количестве более 5000 экземпляров практически без промоционной и рекламной кампаний.

В 1996-97 годах фирмой "ПАН Рекордз" был реализован кавер-проект "ПесняРок", где ведущие белорусские группы исполняли версии песен знаменитого ансамбли "Песняры". На презентации диска 4 июля 1997 года Нейро Дюбель со своей обработкой песни "Вологда" выступал в самом конце, даже после самих "Песняров", таким образом возглавляя и закрывая шоу.

В 1997 году исключительно через Internet Нейро Дюбель принял участие в компиляции канадской фирмы "United Records" -- "United We Stand". Песня "Вай-вай" оказалась на диске также почетным последним треком в компании 19 независимых составов из США, Канады Великобритании и Финляндии. В 1998 году, с 1 по 3 мая в городе Сосновый Бор под Санкт-Петербургом проходил рок-фестиваль "Балтийский Берег `98". Нейро Дюбелю достались: Приз Зрительских Симпатий с отрывом от ближайшего номинанта в 40% и Гран-При Ленинградского рок-клуба.

В 1998 году на церемонии награждения лучших рок-групп Беларуси "Рок-Каранацыя `98" Нейро Дюбель получил главный приз -- Рок-Корону, помимо этого группа победила в номинациях: Лучшая песня года ("Охотник и Сайгак"), Лучший альбом года ("Охотник и Сайгак"), Лучший клип года ("Охотник и Сайгак").

На ежегодной церемонии награждения лучших музыкальных клипов "Хрустальная монограмма `99", видеоклип на песню "Самолеты" из альбома "Ворсинки и катышки" победил в трех номинациях: Лучший сценарий, Лучший режисер, Лучший актер.

На "Рок-Коронации `99" альбом "Ворсинки и Катышки" был назван лучшим альбомом 1999 года.

На "Рок-Коронации 2008" группа второй раз получила главный приз - рок-корону, а так-же выиграла в номинации лучший альбом - "Stasi". В ноябре 2007 года на концерте в клубе "Graffiti" записывается первый концертный DVD в истории коллектива. В 2009 году на сайте "Тузін гітоў" песня "Трываю" из альбома "Stasi" по итогам года заняла 6-е место и вошла в сборку лучших песен "Прэмер Тузін 2009". На "Рок-Каранацыі 2009" группа получила спецприз "За преданность рок-музыке". Песня "Касманаўты" из альбома "Афтары правды" по итогам года заняла 6-е место в хит-параде "Тузін гітоў". По версии интернет-портала "Тузін гітоў" альбом "Афтары правды" стал лучшим альбомом 2010 года.

КРАМА

Образована в конце 1991 года на базе группы "Рокіс", в которую пришел вокалист и соавтор песен Игорь Ворошкевич (экс-"Бонда"). Первый состав: И.Ворошкевич (вокал, гармошка), Сергей Труханович (гитара), Илья Шевчик (гитара), Руслан Правда (бас-гитара), Андрей Леончик (клавишные), Анатолий Горбач (ударные), Змитер Лукашук (тексты), Андрей "Клаус" Белизняк (звукорежиссер).

В разные годы в коллективе выступали: Сергей Кныш (ударные), Аркадий Юшин (гитара), Юрий Федюк (бас-гитара), Игорь Москаленко (ударные), Владимир Гариленко (клавишные, аккордеон), Александр Соловьев (гитара).

В начале 2005 года группа выступала в составе: И.Ворошкевич, С.Труханович, А.Леончик, Александр Ванкевич (бас-гитара; экс-"Верасы", "Little Blues Band"), Андрей Филатов (ударные; экс-"Сузорье", "Zindan", "Mojo Blues"), Александр Газизов (гитара; экс-"Rouble Zone", "Сябры").

Наиболее известные песни: "Бяжы, бяжы, хлопец", "Што дапаможа нам", "Стэфка", "Гомельскі вальс" (с Анатолием Ярмоленко), "Гэй там, налівай", "Хавайся ў бульбу".

Фестивали: "Басовішча" (Гродэк, Польшча, 1992, 2004, 2006, 2007), "Славянский базар" (1993), "Поколение" (Москва, Россия, 1994), "Visagino Country" (Литва, 1996), "Маладзечна" (1994, 1995), "Noc Bluesowa" (Рава Мазавецка, Польша, 2002).

Награды: победитель фестиваля "Басовішча" (1992); "Группа года" (главный приз) на "Рок-коронации 1994"; I место на конкурсе фестиваля "Поколение" (Москва, Россия, 1994); "За верность жанру" на "Рок-коронации 1995"; "Традиции и современность" на "Рок-коронации 1999"; "Альбом года" ("Хавайся ў бульбу") на "Рок-коронации 2001"; "Блюз-рок исполнитель" на "Рок-коронации 2004-2005" (Минск, Беларусь); 10-е место (альбом "Усё жыцьцё - дзіўны сон") на наградах "Мистерия звука 2008" (по итогам продаж, Беларусь). Дискография

"Хворы на рок-н-рол" (альбом, MC, 1993)

"Vodka On Ice" (англ. альбом, MC/CD, 1994)

"Гэй там, налівай!" (альбом, MC, 1994)

"Камендант" (альбом, MC, 1995)

"The Best" (сборник, MC, 1995)

"Лянівыя танцы" (сборник, MC, 1996)

"Што дапаможа нам" (альбом, MC, 1998)

"Хавайся ў бульбу" (альбом, CD, 2001)

"Enjoy The Silence" (макси-сингл, CD, 2003)

"Наваполацкі канцэрт" (концерт, CD, 2004)

"Будзь разам з намі - The Best" (сборник, CD, 2005)

"Усё жыцьцё - дзіўны сон" (альбом, CD, 2008)