Введение
Сегодня, как никогда, актуальной является проблема самореализации и самовыражения человека, особенно музыканта, а в частности вокалиста.
Само слово «вокал» (в переводе с итальянского) обозначает «голос». Однако сам голос, по сути, является всего лишь инструментом, в то время как искусство пения гораздо сложнее и шире одного звуковедения. Искусство пения отражает наши чувства и эмоции, рисует перед нами различные образы. В процессе пения принимает участие не только звук, но, и что не менее важно - осмысленное слово. Вокал необходимо рассматривать как некий процесс художественного пения, являющийся важнейшим инструментом творчества, интерпретации идей, эмоций и смысловой нагрузки музыкального произведения, определяющий индивидуальную манеру исполнения. Именно на это обращает внимание А.Е. Варламов в своей методике, изложенной в «Полной школе пения». «Пение в благородном значении этого слова, есть язык сердца, чувства и страсти», - говорил Варламов. Занятие вокалом - это не только постановка голоса, это творческий процесс, который раскрепощает воображение творческого человека.
«Полная школа пения» - первый в России труд по методике постановки голоса, в котором изложен многолетний педагогический и исполнительский опыт А.Е. Варламова, а также использованы труды лучших европейских авторов. Действительно, эта работа стоит на уровне достижений западноевропейской теоретической мысли, являясь в то же время глубоко оригинальным методическим обобщением самобытной системы воспитания русских певцов.
Его вокальная школа отличается не только оригинальностью и ориентированностью на эффективную постановку голоса начинающих певцов, но и направленностью на образование общего художественного вкуса и раскрытие актерского потенциала певца.
«Школа пения» является показателем высокого уровня вокально-художественного и вокально-технического развития своего времени. Она и сегодня не теряет своей актуальности.
Объектом исследования является русская вокальная школа.
Предметом исследования - вокальная школа А.Е. Варламова.
Цель исследования - выявление специальных методических средств и установок, а также теоретических положений вокальной школы Варламова.
Для достижения цели исследования необходимо выполнение следующих задач:
1. Проанализировать жизнь и творчество А.Е. Варламова как историческую перспективу становления и развития его вокальной школы.
2. Выделить комплекс эффективных методов постановки голоса, согласно школе Варламова, ее теоретические положения и возможности решения проблем постановки голоса.
3. Определить основные качества, на которые необходимо обратить внимание преподавателю при начальной работе с учеником.
Методы исследования: анализ музыкально-психологической, музыкально-педагогической, специальной вокальной литературы по проблеме исследования; музыкально-педагогический анализ теоретического материала.
1. Жизнь и творчество Варламова