1.2 Возвращение на Родину
В 1823 году Варламов возвращается в Россию. Полный надежд, он с радостью едет на Родину. Однако надежды быстро омрачаются: молодому русскому музыканту незнатного происхождения, не получившему образование в Италии, нелегко было обеспечить средства к существованию. Предпочтение обычно оказывали иностранцам. Путь Варламова был трудным и тернистым.
Ближайшие годы после возвращения остаются до сих пор наименее известным периодом жизни музыканта.
Осенью 1823 года Варламов был приглашен учителем пения в Петербургскую театральную школу, однако в 1826 году был сокращен. В 1829 году Варламов занимается «практическим учением пению в лейбгвардии Преображенском и Семеновском полках певчих…».
Уже в начале творческого пути молодой музыкант стремится к разнообразной деятельности. Так, в 1825 году он дает концерт в зале Филармонического общества, где выступает в качестве дирижера и певца. Это - первое известное нам публичное выступление Варламова на родине, положившее начало его систематической концертной деятельности.
Еще одна веха - встречи с Глинкой - восстанавливает события в жизни музыканта.
Вспоминая 1827 год, Глинка в автобиографических «Записках» рассказывает, что нередко устраивал у себя дома исполнение собственных сочинений. «В вокальной части мне помогал Варламов, он сам охотно пел басовые партии и искреннею готовностью привозил потребное число певчих для исполнения хоров». [2, c. 17]
Вскоре оба молодых композитора задумали совместное издание «Музыкального альбома на 1828 год». Материал был подготовлен и отправлен в Москву, где предполагалась его публикация. К сожалению, альбом остался нам неизвестен, но уже сам факт совестной работы над ним достаточно интересен.
Общение с Глинкой было несомненно плодотворным для Варламова. Оно способствовало определению его взглядов на развитие русского искусства, формированию вкусов и убеждений. Ведь дальнейший путь Варламова-музыканта лежал близко к глинкинскому. Пусть в иных, более скромных масштабах, но он по-своему, убежденно содействовал делу Глинки, делу создания русской национальной музыкальной школы.
Личные встречи музыкантов были важным стимулом для творчества Варламова: вскоре появляются сведения о его первых сочинениях. В 1828 году в московскую цензуру были представлены вариации Глинки и романс Варламова на французский текст «Le page» - первое известное нам по названию произведение композитора.
Встречи с Глинкой не могли быть продолжительными, так как Глинка уехал в Италию, а когда возвратился в Петербург, Варламов уже работал в Москве.
В поисках более прочного служебного и материального положения композитор начинает хлопотать о месте в Певческой капелле (семейные заботы музыканта возрастали: в 1825 году родился сын Егор, а в 1831 - Николай).
24 января 1829 года Варламов снова определен в число придворных певчих.
14 апреля 1830 года музыканта направляют в Москву для обучения архиерейских и синодальных певчих. Поездка затянулась: в родном городе у композитора завязываются знакомства и дружеские связи, и в следующем году (13 сентября 1831 года) он снова едет в Москву. Он возвратился в Петербург только через три месяца, но совсем ненадолго, чтобы оформить переход из капеллы на службу в московский театр.
Варламову было уже тридцать лет. Его артистическая, композиторская одаренность вызывала естественное стремление проявить свои творческие данные более широко. Кроме того, деятельность в капелле ограничивалась преимущественно сферой духовной музыки, Варламова же влекло светской музыкальное искусство, театр.
С 15 января 1832 года на открывшуюся вакансию помощника капельмейстера. Его обязанности заключались в дирижировании оркестром при исполнении водевильных спектаклей. Новому музыканту назначили оклад в две тысячи рублей в год и распорядились дать казенную квартиру.
Так начался московский период жизни Варламова - период расцвета его многообразной деятельности как композитора, исполнителя и педагога.
- 5 Камерно-вокальные жанры
- 4.Романсы Алябьева, Варламова, Гурилёва русский бытовой романс в творчестве Александра Александровича алябьева, Александра Егоровича варламова, Александра Львовича гурилева
- Отрывок из романса «На заре ты ее не буди» а. Е. Варламова
- Вопрос 27 Развитие профессионального вокального искусства в Беларуси в период с 1917 по 1945 г.
- Содержание вопросов по дисциплине «История вокального искусства».
- Литература о вокальной музыке
- 1.1. Причины, обусловившие возникновение в России национальной вокальной школы и характеристика системы вокального обучения певцов до м.И.Глинки
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)