logo
Вокальная школа Варламова

1.4 Петербургский период

Опять Петербург... Город, некогда приютивший малолетнего певчего, мальчика с серебристым, звонким голосом. Здесь начиналась юность музыканта. Но как теперь встретит столица Варламова, известного композитора и певца, вернувшегося сюда на склоне лет? За его плечами не только слава и годы плодотворного творческого труда, но и бедность, разочарования, горький осадок обид?

Яркое дарование Варламова не дало ему затеряться в шумном столичном городе. Композитор нашел свою публику, возбудил интерес в кругах художественной интеллигенции. Уже его первый концерт, состоявшийся в апреле 1845 года, прошел с большим успехом.

В Петербурге продолжалась концертная деятельность Варламова. Свои концерты он обычно давал один или два раза в год, в зале Петербургского университета. За годы, проведенные в столице, Варламов дал пять концертов (последний - незадолго до смерти). В них в основном исполнялись сочинения композитора и русские народные песни.

Композиторская работа Варламова в петербургские годы ограничивалась жанром романса и русской песни, но продуктивность творчества была по-прежнему велика. Один из современников подчеркивал: «Варламов... пишет до сих пор и пишет много».

Варламов не остался в Петербурге одинок. Здесь он познакомился с А.С. Даргомыжским. Композиторов сближало очень многое: интерес к вокальному жанру, поиски правдивого отражения слова в музыке, связь творчества с городской песенной традицией, внимание к фолклеру, к педагогике. Родственным также было тяготение к раскрытию психологически острых, драматических моментов или интерес к цыганскому пению. Оба композитора знакомились с музыкой друг друга на домашних вечерах, и Варламов вошел в круг близких друзей Даргомыжского.

Искусство Варламова привлекло к нему и зарубежных певцов, например Полину Виардо.

Певица огромного таланта, Полина Виардо проявляла постоянный и серьезный интерес к русской культуре, особенно музыкальной. Она превосходно пела сочинения Глинки, Алябьева, Варламова, исполняя их на русском языке. Виардо искала выразительности слова в музыке, в пении, неподражаемо «говорила», что заставляет вспомнить отзыв о варламовском «неподражаемом высказывании романсов». Вскоре после переезда Варламова в Петербург газета писала: «Госпожа Виардо в восхищении от русских романсов и песен композитора Варламова, сама поет их в совершенстве, и весьма жаль, что поет их не для публики…». Виардо живо интересовалась певческим талантом композитора: «... она с удовольствием слушала его пение, удивлялась его искусству и методе, завидовала его вытяжной нотке, несмотря на то, что Варламов был уже старик с отдышкой...».

Однако жизнь в холодном, чинном Петербурге налаживалась трудно. Устроиться на работу в капеллу не удавалось. Просьба музыканта была отклонена, что было мотивировано «отсутствием вакансий"». Через четыре месяца, в августе 1845 года, Варламов снова подает прошение, на этот раз на имя министра двора, и снова получает отказ. Когда же, наконец, в 1848 году появилась свободная вакансия и ссылаться на ее отсутствие стало невозможно, Львов (директор капеллы) сообщил Варламову, что назначение его на службу не угодно министру двора.

Варламову приходилось добывать средства к существованию лишь частными уроками, выступлениями в концертах, изданием романсов. Красноречивы факты об истинном положении семьи композитора. Панаева вспоминает, как Варламов сочинил однажды в гостях романс и, торопливо простившись, поспешил к нотоиздателю продать новое сочинение. Он не мог идти домой, опасаясь грубой атаки лавочников, преследующих его за долги.

Пережитые невзгоды подорвали здоровье, изменили характер композитора. Сохранилась былая приветливость к людям, но «постоянно лежал на нем меланхолический оттенок», - замечал один из современников.

Тяжелая борьба сломила Варламова, окончательно подорвала его здоровье, и он умер 15 октября 1848 года. Композитор скоропостижно скончался в доме одного из своих знакомых - доктора П.А. Нарановича, устроившего карточный вечер. Сведения о причине смерти неодинаковы: одни источники называют туберкулез и горловое кровотечение, другие упоминают об аневризме. Композитора похоронили на петербургском Смоленском кладбище. Случившееся вскоре наводнение сильно его разрушило, и могилу Варламова смыла река.

Такова была жизнь и творчество великого музыканта, композитора и певца, создателя первой русской "Полной школы пения", а также огромного количества потрясающих романсов - Александра Егоровича Варламова.