logo search
Вокальная школа Варламова

Заключение

Итак, подведу итоги своего исследования.

В жизни А.Е. Варламова педагогическая работа занимала значительное место. Начавшись еще в юные годы она продолжалась на протяжении всего творческого пути композитора. Как педагог он пользовался огромной популярностью, чему способствовало его собственное исполнительское искусство, высокая вокальная культура.

Глубокие знания Варламова-вокалиста, его многолетний педагогический опыт нашли отражение в создании ценнейшего труда - «Полной школы пения» - не только практического пособия для широкого круга вокалистов, но и первой в России попыткой теоретически обобщить основные положения вокальной педагогики.

Здесь Варламов дает определение пения, рассматривает вопросы истории певческого искусства, метода преподавания, касается обязанностей учителя. Он излагает принципы классификации голосов, приводит определение их диапазона, тембра, объясняет технику дыхания. Наряду с общими теоретическими положениями автор, четко систематизируя материал, формулирует ряд ценных методических указаний.

«Школа пения» содержит сорок семь упражнений для голоса. Они расположены по степени трудности, конкретно раскрывают ряд методических положений теоретической части и охватывают различные певческие приемы. Варламов также помещает десять вокализов. Отдельные приемы, разграниченные во второй части, находят здесь обобщенное выражение.

Интересно, что наряду с процессом постановки голоса, Варламов делает акцент на выразительность в пении, раскрытии образа произведения, донесении чувств и эмоций вокалиста до зрителя.

Заслуживает пристального внимания стремление автора серьезно поставить вопрос о создании русской школы пения. Его мысли об этом оригинальны и прогрессивны. Русская школа, по мнению Варламова, должна отражать национальную самобытность русской музыки, основываться на глубоком анализе мелодий народных песен и особенностей их исполнения.

Работа Варламова, весьма прогрессивная в свое время, не потеряла практического значения и в наши дни.

Список использованной литературы:

1. Варламов А. Полная школа пения - Москва, 1953.

2. Листова Н.А. Варламов - Москва: Музыка, 1968.- 265 с.

3. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики - Москва: Музгиз, 1956.- 267 с.

4. Дмитриев, Л. Основы вокальной методики. - Москва, 2000.

5. Дюпре, Ж. Искусство пения.- Москва, 1955.

6. Ламперти, Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2010.

7. Назаренко, И. Искусство пения. - Москва: Музыка, 1968.

8. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - Москва, 2002. - 496 с., ил.

9. Яковлева, А.С. Русская вокальная школа: исторический очерк от истоков до середины XIX столетия. - Москва, 1999.

10. Агикян, М. Недостатки голоса и пути их преодоления: перспективы развития вокального образования. - Москва, 1986. - С. 40-46.

11. Вербов, А. Техника постановки голоса. - Москва: Музгиз, 1962.

12. Голубев, П. Советы молодым педагогам-вокалистам. - Москва: Музгиз, 1963.

13. Дмитриев, Л. Голосообразование у певцов. - Москва, 1962.

14. Герсамия, И. К проблеме психологии творчества певца. - Тбилиси, 1985.

15. Зданович, А. Некоторые вопросы вокальной методики. - Москва: Музыка, 1965.

16. Луканин, В. Обучение и воспитание молодого певца. - Ленинград, 1977.

17. Станиславский, К.С. Работа актера над собой. - Москва: Изд-во ЛКИ, 2011. - 520 с.

18. Глумов А. Музыка в русском драматическом театре - Москва: Музгиз, 1955.

19. Келдыш Ю. История русской музыки - Москва: Музгиз, 1948.

20. Панаева-Головачева А.Я. Воспоминания - Москва: ГИХЛ, 1956.

Приложения

Стихотворение неизвестного автора. Помещено на первой странице «Музыкального сборника в память А.Е. Варламова» (1851 г.).

Много звуков, много песен

Наш Варламов нам дарил;

Мир поэта был чудесен,

В нем мечтой он светлой жил.

Грудь невольно трепетала,

Голос слушая родной…

Что ж цевница замолчала?

Где ж певец наш дорогой?

Он угас - избранник неба -

Под ярмом земных забот.

Он угас! Семья без хлеба

Над могилой слезы льет…

Был тяжел, певец, твой рок.

Звучным песням в воздаянье

Брошен скудный лишь венок.

Но когда под звук рояля

Глас красавицы младой.

Полный думы и печали,

Нам романс напомнит твой,

Грудь поднимется высоко,

Заблестит слезою взор,

Будет внятен всем глубокий

Замогильный твой укор.

Александр Егорович Варламов (ил. Н. Листова «А. Варламов»)

Песня казака из музыки к трагедии «Ермак». (ил. Н. Листова «А. Варламов»)

Музыкальный журнал «Эолова арфа» (1834). Обложка (ил. Н. Листова «А. Варламов»)