2.3 Темперамент и характер музыкального произведения
В своей статье «Моделирование эмоций средствами музыки» Петрушин В. И. выделяет общие закономерности музыкального характера, как правило, формируются следующим образом:
1. Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом.
2. Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным.
3. Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим, взволнованным, страстным, героическим.
4. Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий [13].
Представляют особый интерес исследования, посвящённые определению не только характера, но и темперамента произведения. В области психологии большое распространение получила модель определения темперамента человека, предложенная в своё время знаменитым английским психологом Гансом Айзенком.
В своей статье «Психологические модели отражения действительности в искусстве» В.И.Петрушин, продолжая исследование феноменов музыкального характера и темперамента предлагает провести следующий эксперимент:
Придав тем же двум векторам значения интроверсии-экстраверсии и стабильности-нейротизма, получаем следующую модель четырех классических типов темперамента.
Таблица 1. Модель темперамента по Айзенку
Нейротизм Меланхолик Ведущая эмоция -- печаль Холерик Ведущая эмоции -- гнев Флегматик Ведущая эмоция -- спокойствие Сангвиник Ведущая эмоция -- радость Стабильность |
«Произведем моделирование эмоций в музыке. Поскольку темперамент человека отражает наиболее существенные признаки эмоциональной жизни, а музыка нацелена на то же самое, то в этой модели мы можем заменить психологический параметр «нейротизм-спокойствие» на музыкальный параметр «мажор-минор», а «интроверсию-экстраверсию» -- на параметр «медленно- быстро».
Мы имеем право это сделать, так как нейротизм характеризуется беспокойством и тревожной минорной окраской, а спокойствие - мажором. Темп психической активности у интровертов, как правило, более медленный и они довольно ригидны, то есть, мало подвижны в психическом отношении, а экстраверты отличаются более быстрым темпом психической жизни.
Таким образом мы получаем модель отражения в музыке основных базовых эмоций человека:
Таблица 2. Моделирование темпераментов по Айзенку и характера музыки
Минор Меланхолик Музыка медленная, грустная Холерик Музыка минорная, быстрая Флегматик Музыка медленная, мажорная Сангвиник Музыка быстрая, мажорная Мажор |
Каждая из приведенных базовых эмоций, находящая своё отражение в различных произведениях искусства, выражает особое отношение человека к ценностям, которыми пронизана его жизнь в обществе. Трагедия и комедия, былина и эпос - отражение тех чувств и состояний, которые пронизывают жизненный путь человека от рождения до могилы. И везде мы можем прочувствовать то характерное ощущение движения, которое внутренне присуще тому или иному человеческому переживанию» [19, с.28].
- Введение
- Глава 1: Психофизиологический аспект восприятия и влияния музыки
- 1.1 Психофизиологические реакции человека, связанные с восприятием музыки
- 1.2 Восприятие музыкального ритма и его влияние на слушателя
- Глава 2: Музыкальное переживание, как психический феномен
- 2.1 Роль эмоций в восприятии и влиянии музыки на человека
- 2.2 Положительные и отрицательные эмоции в музыки
- 2.3 Темперамент и характер музыкального произведения
- 2.4 Влияние личностных особенностей индивида на процесс музыкального восприятия и воздействия
- 2.5 Адекватность музыкального восприятия
- 2.6 Восприятие времени в музыке
- Глава 3: Роль музыки и её влияние на человека
- Заключение
- Восприятие музыки
- Познавательное значение музыки в процессе её восприятия.
- 1.1 Психофизиологические реакции человека, связанные с восприятием музыки
- Восприятие музыки
- «Восприятие музыки человеком»
- 1.8.2. Воздействие посредством голоса и музыки
- Восприятие музыки
- 2.1 Роль эмоций в восприятии и влиянии музыки на человека