2.2 Положительные и отрицательные эмоции в музыки
Жизненные эмоции бывают как положительные, так и отрицательные. Во всех классификациях жизненных эмоций отмечена одна особенность -- значительное преобладание отрицательных над положительными. Например, десять врожденных, фундаментальных человеческих эмоций, по К.Изарду, таковы: 1. Интерес -- возбуждение, 2. Удовольствие -- радость, 3. Удаление, 4. Горе -- отчаянье, 5. Гнев -- ярость, 6. Отвращение -- омерзение, 7. Презрение -- пренебрежение, 8. Страх - ужас, 9. Стыд -- застенчивость, 10. Вина -- раскаянье. Из них семь отрицательных (горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина) и три положительных (интерес, удовольствие, удивление) [9].
Но такое преобладание не означает действительно существующего в жизни человека перевеса отрицательных эмоций. Их большое количество вызвано необходимостью их наибольшей дифференциации ради биологического выживания человека: чтобы на небольшую угрозу человек не отвечал смертельным испугом и наоборот -- на смертельную опасность не реагировал легким беспокойством.
Различные отрицательные и положительные эмоции имеют неодинаковое акустическое выражение, когда они имитируются человеческим голосом или воспринимаются на слух. В.Морозов сравнил друг с другом выраженные в пении пять базовых эмоций: радость, горе, гнев, страх и безразличие. Техническими показателями выступали расположение высокой певческой форманты (ВПФ), сила голоса и паузы. При «радости» ВПФ сдвигается в высокую частотную область (2300--3000 Гц), достигая светлого звучания. При «горе» и «гневе» ВПФ понижается, звук темнеет. При «гневе» одновременно повышается сила и интенсивность звука. При «страхе» ВПФ может не быть вообще, сила голоса становится минимальной. Наибольшая величина пауз выявлялась при «страхе» (голос прерывался в 12,6% случаев), наименьшая -- при «безразличии» (звучал почти непрерывно -- 2,1%). Изучая выявленность этих эмоций в пении, (пелась фраза «Спи, дитя мое» из «Колыбельной» П.Чайковского) и их распознавание слушателями, исследователь сделал наблюдение о неодинаковой выраженности признаков той или иной эмоции: наиболее выразительно были спеты эмоции горя, гнева, страха и безразличия, радость же была выявлена хуже всего, причем всеми певцами во всех программах. Тот же результат был получен и при изучении реакции слушателей. Точнее всего оценивался страх (86%), далее гнев (79%), горе (68%), безразличие (64%) -- эмоции, у которых обнаружились закрепленные информативные признаки [14].
Вместе с тем, сказанное вовсе не означает, что человек по природе своей есть существо, непрерывно погруженное в мрачный мир отрицательных переживаний и рожденный для этого. У биологов имеется достаточно научных доказательств противоположного характера. У отрицательных эмоций велика видовая дифференциация, но они занимают гораздо меньше зон в мозгу, чем положительные эмоции.
Очень интересен так же подход, заключающийся в изучении взаимодействия и сравнении жизненных эмоций (эмоций, вызванных реальными жизненными событиями) и так называемых художественных (эстетических) эмоций (вызванных в процессе восприятия произведений искусства, в частности музыкального). Существуют разносторонние взгляды на данный вопрос.
Так, Б.Теплов полагал, что жизненные эмоции многосторонне влияют на художественные. Прежде всего, они естественно имитируются самим музыкально-биологическим материалом -- человеческим голосом, моторными реакциями. При изучении семантики голоса в акте речи отмечается огромное число эмоциональных состояний, которые могут воспроизводиться таким путем, -- и положительных, и отрицательных: причитание, нытье, уверение, поучение, вопрошание, подбадривание, утешение, извинение, упрек, оскорбление, нежность, ласка, сострадание, покорность, презрение, ненависть, ирония, насмешка, радость, жалость, восторг, злорадство, восхищение, боль. Эмоции возбуждения/торможения музыкального темпоритма непосредственно соотносятся с моторной сферой человека. «Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу», --сформулировал Б.Теплов [18, с.56].
Между жизненными и художественными эмоциями можно указать два полярных вида взаимодействия: согласование и противоречие. При согласовании жизненных и художественных (музыкальных) эмоций оба компонента имеют один, только положительный, психологический знак. При противоречии жизненных и художественных эмоций жизненный компонент наделен отрицательным знаком, а художественный (музыкальный) -- положительным. Благодаря непременному участию художественного компонента, с его позитивной психологической сущностью, музыкальное целое, как правило, не бывает полностью отрицательным по вызываемой эмоции.
Эстетические же чувства, возникающие при восприятии музыкального произведения в отличие от базальных эмоций, имеющих место в непосредственной жизни, включают в себя комплекс близких по значению настроений, дающих динамическую картину эстетического переживания, которое может быть выражено при помощи многочисленных вербальных определений [17].
- Введение
- Глава 1: Психофизиологический аспект восприятия и влияния музыки
- 1.1 Психофизиологические реакции человека, связанные с восприятием музыки
- 1.2 Восприятие музыкального ритма и его влияние на слушателя
- Глава 2: Музыкальное переживание, как психический феномен
- 2.1 Роль эмоций в восприятии и влиянии музыки на человека
- 2.2 Положительные и отрицательные эмоции в музыки
- 2.3 Темперамент и характер музыкального произведения
- 2.4 Влияние личностных особенностей индивида на процесс музыкального восприятия и воздействия
- 2.5 Адекватность музыкального восприятия
- 2.6 Восприятие времени в музыке
- Глава 3: Роль музыки и её влияние на человека
- Заключение
- Восприятие музыки
- Познавательное значение музыки в процессе её восприятия.
- 1.1 Психофизиологические реакции человека, связанные с восприятием музыки
- Восприятие музыки
- «Восприятие музыки человеком»
- 1.8.2. Воздействие посредством голоса и музыки
- Восприятие музыки
- 2.1 Роль эмоций в восприятии и влиянии музыки на человека