2.4 Влияние личностных особенностей индивида на процесс музыкального восприятия и воздействия
Среди прочих индивидуальных особенностей, многими исследователями данного вопроса в первую очередь рассматривается темперамент, как наиболее комплексную и в сравнительной степени легко поддающуюся определению личностную особенность. Как соотносится темперамент слушателя с темпераментом музыкального произведения?
В своей статье «Моделирование эмоций средствами музыки» Петрушин В.И. рассказывает о неожиданных результатах эксперимента, цель которого заключалась в определении взаимосвязи музыкальных предпочтений школьников с их типом темперамента.
Была поставлена задача проверить это положение в эксперименте. 58 школьникам VIII--IX классов предлагалось прослушать несколько музыкальных произведений, выражающих различные эмоции (печаль, радость, гнев, спокойствие).
Участникам эксперимента было предложено оценить каждое из прослушанных произведений по пятибальной шкале -- от --2 до +2 с градациями -- «совсем не нравится», «не нравится», «безразлично», «нравится», «очень нравится». Также нужно было проранжировать прослушанные произведения по степени их предпочтения.
Личностный опросник Айзенка «Экстраверсия--нейротизм» (форма А), позволил выявить темперамент участников эксперимента. В ходе анализа восемь анкет были исключены как недостоверные, так как количество баллов по шкале «Ложь» превышало 5 единиц. Из оставшихся 50 анкет в 21 случае мы получили совпадение выявленного при помощи опросника темперамента школьника с характером наиболее понравившейся музыки. В 29 случаях школьникам нравилась та музыка, которая не соответствовала особенностям их темперамента.
Автор делает следующие выводы: «Таким образом, предположение о том, что школьникам больше всего должна нравится та музыка, которая в наибольшей степени соответствует их природному темпераменту, подтвердилось не полностью. Мы обнаружили, что предпочтение музыкальных произведений, настроение которых соответствует особенностям темперамента того или иного школьника, отмечается главным образом у тех из них, которые обладают, небольшим музыкальным опытом. Музыкально развитые учащиеся, живо реагирующие на музыку, ставили высокие оценки всем прослушанным произведениям и затруднялись в выборе наиболее понравившегося. Такие школьники как бы отходили от своих природных предпочтений и могли оценивать положительно музыку иного по сравнению с их темпераментом характера. Можно предполагать, что живость реагирования на музыкальные произведения, различные по характеру, говорит о развитости эмоциональной сферы учащихся» [13, с.57].
Л.Бочкарев исследовал зависимость восприятия музыки от психических состояний и личных особенностей слушателей. И пришёл к следующему выводу: «Если испытуемые находились в подавленном, тревожном психическом состоянии, они скорее слышали в предлагаемых образцах произведений тревогу, отчаяние, скорбь, если в оптимальном состоянии -- восприятие было более спокойным и умеренным. Кроме того, «тревожность как состояние высоко коррелирует с тревожностью как свойством личности...» [5, с.77].
- Введение
- Глава 1: Психофизиологический аспект восприятия и влияния музыки
- 1.1 Психофизиологические реакции человека, связанные с восприятием музыки
- 1.2 Восприятие музыкального ритма и его влияние на слушателя
- Глава 2: Музыкальное переживание, как психический феномен
- 2.1 Роль эмоций в восприятии и влиянии музыки на человека
- 2.2 Положительные и отрицательные эмоции в музыки
- 2.3 Темперамент и характер музыкального произведения
- 2.4 Влияние личностных особенностей индивида на процесс музыкального восприятия и воздействия
- 2.5 Адекватность музыкального восприятия
- 2.6 Восприятие времени в музыке
- Глава 3: Роль музыки и её влияние на человека
- Заключение
- Восприятие музыки
- Познавательное значение музыки в процессе её восприятия.
- 1.1 Психофизиологические реакции человека, связанные с восприятием музыки
- Восприятие музыки
- «Восприятие музыки человеком»
- 1.8.2. Воздействие посредством голоса и музыки
- Восприятие музыки
- 2.1 Роль эмоций в восприятии и влиянии музыки на человека