Восприятие музыки и её воздействие на человека

курсовая работа

2.3 Темперамент и характер музыкального произведения

В своей статье «Моделирование эмоций средствами музыки» Петрушин В. И. выделяет общие закономерности музыкального характера, как правило, формируются следующим образом:

1. Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом.

2. Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным.

3. Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим, взволнованным, страстным, героическим.

4. Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий [13].

Представляют особый интерес исследования, посвящённые определению не только характера, но и темперамента произведения. В области психологии большое распространение получила модель определения темперамента человека, предложенная в своё время знаменитым английским психологом Гансом Айзенком.

В своей статье «Психологические модели отражения действительности в искусстве» В.И.Петрушин, продолжая исследование феноменов музыкального характера и темперамента предлагает провести следующий эксперимент:

Придав тем же двум векторам значения интроверсии-экстраверсии и стабильности-нейротизма, получаем  следующую модель четырех классических типов темперамента.

Таблица 1. Модель темперамента по Айзенку

Нейротизм

Меланхолик

Ведущая эмоция -- печаль
Интроверсия

Холерик

Ведущая эмоции -- гнев
Экстраверсия

Флегматик

Ведущая эмоция -- спокойствие

Сангвиник

Ведущая эмоция -- радость

Стабильность

«Произведем моделирование эмоций в музыке. Поскольку темперамент человека отражает наиболее существенные признаки эмоциональной жизни, а музыка нацелена на то же самое, то в этой модели мы можем заменить психологический параметр «нейротизм-спокойствие» на музыкальный параметр «мажор-минор», а «интроверсию-экстраверсию» -- на параметр «медленно- быстро».

Мы имеем право это сделать, так как нейротизм характеризуется беспокойством и тревожной минорной окраской, а спокойствие - мажором. Темп психической активности у интровертов, как правило, более медленный и они довольно ригидны, то есть, мало подвижны в психическом отношении, а экстраверты отличаются более быстрым темпом психической жизни.

Таким образом мы получаем модель отражения в музыке основных базовых эмоций человека:

Таблица 2. Моделирование темпераментов по Айзенку и характера музыки

Минор

Меланхолик

Музыка медленная, грустная

Чайковский,
Осенняя песня

Медленно

Холерик

Музыка минорная, быстрая

Шопен,
Этюд №12

Быстро

Флегматик

Музыка медленная, мажорная

Бородин,
Ноктюрн

Сангвиник

Музыка быстрая, мажорная

Бетховен, Рондо
«Ярость по поводу утерянного гроша»

Мажор

Каждая из приведенных базовых эмоций, находящая своё отражение в различных произведениях искусства, выражает особое отношение человека к ценностям, которыми пронизана его жизнь в обществе. Трагедия и комедия, былина и эпос - отражение тех чувств и состояний, которые пронизывают жизненный путь человека от рождения до могилы. И везде мы можем прочувствовать то характерное ощущение движения, которое внутренне присуще тому или иному человеческому переживанию» [19, с.28].

Делись добром ;)