Тема 11. Музыка культура Европы второй половины XIX века.
Новаторство в области гармонии и оркестровки.
Г. Берлиоз (1803-1869). Художник-новатор, дирижер, писатель. Создание первой романтической программной симфонии.
Р. Вагнер (1813-1883): – вершина и завершение эпохи романтизма. Гиперболизация эмоциональных состояний, оркестровых звучностей, музыкальных форм. Л. Фейербах, А. Шопенгауэр в формировании личности художника. Оперный реформатор. Байрейтский театр и «Кольцо нибелунга» – воплощение фундаментальных творческих идей композитора.
Причины и условия формирования новых национальных композиторских школ. Их стилистические особенности и воздействие на европейский художественно-культурный процесс. Композиторские школы Венгрии, Польши, Норвегии, Финляндии.
Ф. Лист. Особенности личности художника. Этапы жизни и творчества – картины духовной жизни Европы, новаторство в циклах «Годы странствий», жанр симфонической поэмы. Литературные труды. Лист о социальном статусе художника, об искусстве.
Ф. Шопен – «поэт» музыкального романтизма. Шопен и А. Мицкевич: фольклорные основы искусства. Трудности интерпретации его произведений.
Э. Григ. Гармония личности и творчества. Образы Норвегии в музыке. Музыкально-общественная, творческая, концертная деятельность композитора.
А. Дворжак – представитель чешской композиторской школы. Национальное своеобразие его музыки. «Славянские танцы», «Славянские рапсодии».
Ян Сибелиус – крупнейший композитор Финляндии. Опора на финский эпос. Симфоническая поэма «Финляндия». Классические и романтические тенденции в творчестве. Сибелиус и Россия.
Музыкальные иллюстрации: произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шопена, Э Грига.
- 1. Введение.
- 1.1. Цель учебного курса.
- 1.2. Задачи учебного курса.
- 1.3. Место дисциплины в учебном процессе.
- 1.4. Связь с другими дисциплинами.
- 1.5. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса.
- 1.6. Техническое и программное обеспечение дисциплины.
- 3. Содержание курса.
- Тема 1. Понятие «история музыки».
- Тема 2. Музыка Древнего и Античного мира.
- Тема 3. Музыка западного средневековья.
- Тема 4. Ars nova в странах Западной Европы.
- Тема 5. Традиции Ренессанса и контрреформация.
- Тема 6. Музыка первой половины XVIII вв.
- Тема 7. Музыка второй половины XVIII вв.
- Тема 8. Источники русской музыки.
- Тема 9. Достижения русской музыки XV- XVIII века.
- Тема 10. Музыка Европы первой половины XIX века.
- Тема 11. Музыка культура Европы второй половины XIX века.
- Тема 12. Русская музыка первой половины XIX века.
- Тема 13. Русская музыка второй половины XIX – начала XX веков.
- Тема 14. Западноевропейская музыка первой половины XX века.
- 4. Семинарские занятия.
- 4.1. Тематика семинарских занятий.
- 4.2. Содержание семинарских занятий.
- 4.3. Примерные темы для исследовательских проектов.
- 5. Содержание самостоятельной работы студентов
- 6. Учебно – методическое обеспечение.
- 6.1. Учебники, учебные пособия, монографии рекомендуемые для изучения курса.
- 7. Приложения.
- 7.1 Требования к оценке знаний студентов.
- 7.2. Вопросы теоретического рейтинга:
- 7.3. Рецензия.
- 7.4. Методические указания для преподавателей по организации изучения дисциплины.
- 7.5. Методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе.
- 7.6. Карта учебно-методического обеспечения.
- 7.7. Словарь музыкальных терминов.