logo
УМК обновлённый История музыки

Тема 3. Музыка западного средневековья.

Раннее Средневековье. Музыка нового типа – феодальная. Развитие музыки в русле церкви. Сложение в католической церкви с VI-VII вв. строго регламентированной системы одноголосной (монодической) церковной музыки на основе диатонических ладов (григорианский хорал), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны). Рождение литургической драмы.

Организация певческого дела, расцвет гимнотворчества в музыкальной культуре Византии.

Музыкальная теория. Учение о восьми церковных ладах Иоанна Дамаскина (VIII в.). Связь музыкальной науки с монастырской культурой Средневековья. Переход от невм, лишь приблизительно обозначавших характер мелодического движения, к линейной нотации. Выдающийся теоретик западноевропейского средневековья Гвидо из Ареццо (XI в.).

Новые явления и процессы в музыкальной культуре Средневековья. Расцвет светской музыкально-поэтической лирики. Любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: искусство трубадуров, труверов и миннезингеров.

Жанровые разновидности любовной лирики: альба, пастурель, сирвента, шансон, плачи, танцевальные песни. Духовная лирика: лауда, секвенция. Введение мензуральной нотации.

Расцвет фольклора в крестьянской среде. «Народные профессионалы»: сказители, странствующие синтетические артисты (жонглёры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморохи).

Зарождение многоголосия на рубеже I-го и II-го тыс. Формирование новых вокальных (хоровых) и вокально-инструментальных (хор и орган) жанров: органум, мотет, кондукт, месса. Образование первой композиторской (творческой) школы при соборе Парижской богоматери во Франции (XII в.) (Леонин, Перотин).

Музыкальные инструменты средневековой Европы, в том числе пришедшие с Востока (виола, лютня и т. д.). Возникновение ансамблей (нестабильных составов).

Музыкальные иллюстрации: григорианский хорал.