Тема 3. Музыка западного средневековья.
Раннее Средневековье. Музыка нового типа – феодальная. Развитие музыки в русле церкви. Сложение в католической церкви с VI-VII вв. строго регламентированной системы одноголосной (монодической) церковной музыки на основе диатонических ладов (григорианский хорал), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны). Рождение литургической драмы.
Организация певческого дела, расцвет гимнотворчества в музыкальной культуре Византии.
Музыкальная теория. Учение о восьми церковных ладах Иоанна Дамаскина (VIII в.). Связь музыкальной науки с монастырской культурой Средневековья. Переход от невм, лишь приблизительно обозначавших характер мелодического движения, к линейной нотации. Выдающийся теоретик западноевропейского средневековья Гвидо из Ареццо (XI в.).
Новые явления и процессы в музыкальной культуре Средневековья. Расцвет светской музыкально-поэтической лирики. Любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: искусство трубадуров, труверов и миннезингеров.
Жанровые разновидности любовной лирики: альба, пастурель, сирвента, шансон, плачи, танцевальные песни. Духовная лирика: лауда, секвенция. Введение мензуральной нотации.
Расцвет фольклора в крестьянской среде. «Народные профессионалы»: сказители, странствующие синтетические артисты (жонглёры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморохи).
Зарождение многоголосия на рубеже I-го и II-го тыс. Формирование новых вокальных (хоровых) и вокально-инструментальных (хор и орган) жанров: органум, мотет, кондукт, месса. Образование первой композиторской (творческой) школы при соборе Парижской богоматери во Франции (XII в.) (Леонин, Перотин).
Музыкальные инструменты средневековой Европы, в том числе пришедшие с Востока (виола, лютня и т. д.). Возникновение ансамблей (нестабильных составов).
Музыкальные иллюстрации: григорианский хорал.
- 1. Введение.
- 1.1. Цель учебного курса.
- 1.2. Задачи учебного курса.
- 1.3. Место дисциплины в учебном процессе.
- 1.4. Связь с другими дисциплинами.
- 1.5. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса.
- 1.6. Техническое и программное обеспечение дисциплины.
- 3. Содержание курса.
- Тема 1. Понятие «история музыки».
- Тема 2. Музыка Древнего и Античного мира.
- Тема 3. Музыка западного средневековья.
- Тема 4. Ars nova в странах Западной Европы.
- Тема 5. Традиции Ренессанса и контрреформация.
- Тема 6. Музыка первой половины XVIII вв.
- Тема 7. Музыка второй половины XVIII вв.
- Тема 8. Источники русской музыки.
- Тема 9. Достижения русской музыки XV- XVIII века.
- Тема 10. Музыка Европы первой половины XIX века.
- Тема 11. Музыка культура Европы второй половины XIX века.
- Тема 12. Русская музыка первой половины XIX века.
- Тема 13. Русская музыка второй половины XIX – начала XX веков.
- Тема 14. Западноевропейская музыка первой половины XX века.
- 4. Семинарские занятия.
- 4.1. Тематика семинарских занятий.
- 4.2. Содержание семинарских занятий.
- 4.3. Примерные темы для исследовательских проектов.
- 5. Содержание самостоятельной работы студентов
- 6. Учебно – методическое обеспечение.
- 6.1. Учебники, учебные пособия, монографии рекомендуемые для изучения курса.
- 7. Приложения.
- 7.1 Требования к оценке знаний студентов.
- 7.2. Вопросы теоретического рейтинга:
- 7.3. Рецензия.
- 7.4. Методические указания для преподавателей по организации изучения дисциплины.
- 7.5. Методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе.
- 7.6. Карта учебно-методического обеспечения.
- 7.7. Словарь музыкальных терминов.