logo
УМК обновлённый История музыки

Тема 11. Музыка культура Европы второй половины XIX века.

Новаторство в области гармонии и оркестровки.

Г. Берлиоз (1803-1869). Художник-новатор, дирижер, писатель. Создание первой романтической программной симфонии.

Р. Вагнер (1813-1883): – вершина и завершение эпохи романтизма. Гиперболизация эмоциональных состояний, оркестровых звучностей, музыкальных форм. Л. Фейербах, А. Шопенгауэр в формировании личности художника. Оперный реформатор. Байрейтский театр и «Кольцо нибелунга» – воплощение фундаментальных творческих идей композитора.

Причины и условия формирования новых национальных композиторских школ. Их стилистические особенности и воздействие на европейский художественно-культурный процесс. Композиторские школы Венгрии, Польши, Норвегии, Финляндии.

Ф. Лист. Особенности личности художника. Этапы жизни и творчества – картины духовной жизни Европы, новаторство в циклах «Годы странствий», жанр симфонической поэмы. Литературные труды. Лист о социальном статусе художника, об искусстве.

Ф. Шопен – «поэт» музыкального романтизма. Шопен и А. Мицкевич: фольклорные основы искусства. Трудности интерпретации его произведений.

Э. Григ. Гармония личности и творчества. Образы Норвегии в музыке. Музыкально-общественная, творческая, концертная деятельность композитора.

А. Дворжак – представитель чешской композиторской школы. Национальное своеобразие его музыки. «Славянские танцы», «Славянские рапсодии».

Ян Сибелиус – крупнейший композитор Финляндии. Опора на финский эпос. Симфоническая поэма «Финляндия». Классические и романтические тенденции в творчестве. Сибелиус и Россия.

Музыкальные иллюстрации: произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шопена, Э Грига.