logo
УМК обновлённый История музыки

Тема 4. Ars nova в странах Западной Европы.

Утонченная, интеллектуальная выразительность – главное свойство Ars nova. Интерес к различным музыкальным жанрам (XIV в.). Усиление значения светских жанров, в том числе песенных.

Появление полифонии в связи с развитием многоголосия. Развитие церковных и светских жанров в рамках полифонии.

Гийом де Машо (ок. 1300–1377) – первая крупная личность в истории музыкального искусства. Музыкально-поэтическое творчество Гийома де Машо.

Углубление связей между различными творческими школами в эпоху Возрождения. Преобладание вокальных жанров (месса, мотет, песня).

Ars nova в Италии (XIV в.). Личность и творчество Франческо Ландини (1325-1397). Особенности музыкального письма композитора, полифоническое мастерство, использование музыкальных инструментов.

Истоки, формирование и развитие нидерландской полифонической музыкально-творческой школы. Творческое наследие Гийома Дюфаи (ок. 1400-1474): песни, мотеты, рондо, мессы (духовные и светские). Йоханнес Окегем (ок. 1410-1497) – мастер крупных полифонических жанров. Жоскен Депре (ок. 1440-1521?) и судьбы нидерландской школы.

Новые творческие направления в странах Западной Европы в эпоху Возрождения. Расцвет французской полифонической песни. Светские вокальные жанры в Италии в XVI в.: фротолла, виланелла, мадригал. Формирование протестантского хорала в Германии.

Музыкальные иллюстрации: произведения Ф. Ландино, Т. Де Машо, Ж. Депре, мадригалы К. Монтеверди, “Ave Maria” Дж. Каччини, произведения композиторов Нидерландской полифонической школы.