Тема 4. Ars nova в странах Западной Европы.
Утонченная, интеллектуальная выразительность – главное свойство Ars nova. Интерес к различным музыкальным жанрам (XIV в.). Усиление значения светских жанров, в том числе песенных.
Появление полифонии в связи с развитием многоголосия. Развитие церковных и светских жанров в рамках полифонии.
Гийом де Машо (ок. 1300–1377) – первая крупная личность в истории музыкального искусства. Музыкально-поэтическое творчество Гийома де Машо.
Углубление связей между различными творческими школами в эпоху Возрождения. Преобладание вокальных жанров (месса, мотет, песня).
Ars nova в Италии (XIV в.). Личность и творчество Франческо Ландини (1325-1397). Особенности музыкального письма композитора, полифоническое мастерство, использование музыкальных инструментов.
Истоки, формирование и развитие нидерландской полифонической музыкально-творческой школы. Творческое наследие Гийома Дюфаи (ок. 1400-1474): песни, мотеты, рондо, мессы (духовные и светские). Йоханнес Окегем (ок. 1410-1497) – мастер крупных полифонических жанров. Жоскен Депре (ок. 1440-1521?) и судьбы нидерландской школы.
Новые творческие направления в странах Западной Европы в эпоху Возрождения. Расцвет французской полифонической песни. Светские вокальные жанры в Италии в XVI в.: фротолла, виланелла, мадригал. Формирование протестантского хорала в Германии.
Музыкальные иллюстрации: произведения Ф. Ландино, Т. Де Машо, Ж. Депре, мадригалы К. Монтеверди, “Ave Maria” Дж. Каччини, произведения композиторов Нидерландской полифонической школы.
- 1. Введение.
- 1.1. Цель учебного курса.
- 1.2. Задачи учебного курса.
- 1.3. Место дисциплины в учебном процессе.
- 1.4. Связь с другими дисциплинами.
- 1.5. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса.
- 1.6. Техническое и программное обеспечение дисциплины.
- 3. Содержание курса.
- Тема 1. Понятие «история музыки».
- Тема 2. Музыка Древнего и Античного мира.
- Тема 3. Музыка западного средневековья.
- Тема 4. Ars nova в странах Западной Европы.
- Тема 5. Традиции Ренессанса и контрреформация.
- Тема 6. Музыка первой половины XVIII вв.
- Тема 7. Музыка второй половины XVIII вв.
- Тема 8. Источники русской музыки.
- Тема 9. Достижения русской музыки XV- XVIII века.
- Тема 10. Музыка Европы первой половины XIX века.
- Тема 11. Музыка культура Европы второй половины XIX века.
- Тема 12. Русская музыка первой половины XIX века.
- Тема 13. Русская музыка второй половины XIX – начала XX веков.
- Тема 14. Западноевропейская музыка первой половины XX века.
- 4. Семинарские занятия.
- 4.1. Тематика семинарских занятий.
- 4.2. Содержание семинарских занятий.
- 4.3. Примерные темы для исследовательских проектов.
- 5. Содержание самостоятельной работы студентов
- 6. Учебно – методическое обеспечение.
- 6.1. Учебники, учебные пособия, монографии рекомендуемые для изучения курса.
- 7. Приложения.
- 7.1 Требования к оценке знаний студентов.
- 7.2. Вопросы теоретического рейтинга:
- 7.3. Рецензия.
- 7.4. Методические указания для преподавателей по организации изучения дисциплины.
- 7.5. Методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе.
- 7.6. Карта учебно-методического обеспечения.
- 7.7. Словарь музыкальных терминов.