logo search
МХК для туристов

Раздел I. Теория культуры

АККУЛЬТУРАЦИЯ (от лат. – к + образование, развитие) - процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или час­тично культуры другого народа.

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. - человек + учение) - учение о проис­хождении и эволюции человека (о природе (сущности) человека).

АРХАИЧНЫЙ (от греч. - древний) - старинный, древний, ранний этап в историческом развитии какого-либо явления.

АРХЕОЛОГИЯ (от греч. - древний + учение) - наука, изучающая историю и культуру общества по материальным остаткам жизни и дея­тельности людей - вещественным памятникам.

АРХЕТИП (от греч. - начало + образ) - 1) изначальные, врожден­ные психические структуры, образы, составляющие содержание так назы­ваемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечелове­ческой символики сновидений, мифов и др. (по К. Юнгу); 2) прообраз первоначальный образ. А. составляет основу общечеловеческой символики. А. служат питательной почвой творчески продуктивного воображения, иг­рают особое значение в искусстве.

АРХИТЕКТУРА (от греч. - строитель), зодчество) - здания и др. сооружения, создающие среду, необходимую людям для их жизни И дея­тельности, искусство проектировать и строить сооружения в соответствии с назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрения­ми общества. А. составляет область материальной культуры. В то же вре­мя как вид искусства А. входит в сферу духовной культуры.

АССИМИЛЯЦИЯ - 1) уподобление, слияние, усвоение; 2) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

ВАНДАЛИЗМ - бессмысленное уничтожение культурных и матери­альных ценностей.

ГАРМОНИЯ (от греч. - соответствие, согласие, созвучие) - эстети­ческая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы.

ГЕНЕЗИС (от греч. - происхождение, развитие) - происхождение: возникновение в широком смысле - момент зарождения и последующий процесс развития.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. - разъясняющий, истолковывающий) ­1) искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации; 2) учение о понимании, методологическая основа гуманитарных наук.

ГРАФИКА (от греч. - пишу) - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностя­ми. Г. делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назна­чения, эстамп и др.), Книжную И газетную, журнальную (иллюстрации, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промыш­ленная Г., почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Выразительные сред­ства Г. - контурная линия, штрих, пятно, фон листа, с которым изобра­жение образует контрастное или нюансное соотношение.

ГУМАННОСТЬ (от лат. - человеческий, человечный) - человеч­ность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству.

ДЕГРАДАЦИЯ – постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных свойств, качеств.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - область декора­тивного искусства: создание художественных изделий, имеющих практи­ческое назначение в общественном и частном быту и художественная об­работка утилитарных предметов. В Д.-п. и. используется литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения Д.-п. и. эстетически обогащают предметную среду, ок­ружающую человека. Возникнув в глубокой древности, Д.-п. и. стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с нач, 20 в. - также с художественным конструированием (дизайн).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – труд человека по преобразованию окружающего мира и самого себя.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (от лат. - разность, различие) - расчленение, разделение целого на различные части, формы, ступени.

ДУАЛИЗМ (от лат. - двойственный) - 1) двойственность; 2) философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал .­идеального и материального.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность духовных ценностей, кото­рые включают в себя результаты предметной деятельности человека (ма­шины, сооружения, художественные произведения, нормы морали, права, результаты познания и т. д.), а также знания, умения, навыки, религия.

ДУХОВНОСТЬ - социально-культурный феномен, свойственный чело­веку, группе людей или обществу в целом, основанный на единстве высо­ких нравственных, интеллектуальных и эстетических сущностных качеств человека.

ЖАНР - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. Понятие «Ж.» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.

ЖИВОПИСЬ-вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Идейный замысел произведений Ж. конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета. Жанры Ж.: ис­торический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Раз­личаются монументально-декоративная Ж. (стенные росписи, плафоны, панно), станковая Ж. (картина), декорационная Ж. (театральные и ки­нодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра, диорама и панорама. Основные технические разновидности ­

ИННОВАЦИЯ - новообразование, нововведение, новое явление.

ИНФОРМАЦИЯ (от лат. - разъяснение, изложение) - первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или др. спо­собом; с сер. 20 в. общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом.

ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. - целый) - понятие, обозначающее состоя­ние связанности отдельных дифференцированных частей и функций сис­темы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

ИСКУССТВО - художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное И., музыка, танец, театр, кино и др. разновидности человеческой деятельно­сти как художественно-образные формы отражения действительности.

ИСТОРИЯ (от греч. - рассказ о прошедшем, об узнанном) - 1) про­цесс развития природы и общества; 2) комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

КАНОН от греч. - норма, правило - система правил, норм, господ­ствующая в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-ли­бо художественном направлении и закрепляющая основные структурные. закономерности конкретных видов искусства напр., в пластике Др. Египта утвердился К. пропорций человеческого тела, который был впоследст­вии теоретически осмыслен в античности, средневековье иконографиче­ский К, Ренессансе, классицизме.

КОММУНИКАЦИЯ (от лат. - делаю общим, связываю, общаюсь) ­общение, передача от человека к человеку информации в процессе дея­тельности.

«КОНТРКУЛЬТУРА» - обозначение разнородных по идейно-полити­ческой ориентации ценностей определенных групп молодежи «:новые левые», Хиппи, битники, панки и др.). Протест против окружающей действи­тельности принимает у них различные формы: от пассивных до экстре­мистских.

КОНФОРМИЗМ (от лат. - подобный) - приспособленчество, пассив­ное принятие существующего порядка, господствующих идей, отсутствие собственной позиции, беспринципное, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

КУЛЬТ (от лат. - почитание) - 1) один из основных элементов ре­лигии, совокупность действий, имеющих целью дать видимое выражение религиозному поклонению; 2) чрезмерное возвеличивание чего-либо или кого-либо.

КУЛЬТУРА (от лат. - возделывание, обработка) в современном на­учном обиходе существует более 200 определений понятия «К». Приведем наиболее употребляемые значения: 1) К. как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в. процессе исторического развития; 2) К как система внебиологически приобретенных и внебиоло­гически наследуемых форм человеческой деятельности; 3) К. как инфор­мационно-символико-иерархическая система.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в этнологии, согласно которому каждое явление культуры возникает единожды в од­ном месте. Наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра. На той или иной территории выявляется определенное сочетание элементов материальной и духовной культуры и кон­струируется «культурный круг». Вся история культуры сводится к пере­мещению, и напластованиям нескольких «культурных кругов», оторванные от конкретных народов - создателей культуры.

ЛИТЕРАТУРА (от лат. - написанное) - произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная Л., научная Л.). Как художественная продукция Л. понимается как явление искусства. Художественная Л. хранит, накапливает 11 передает от поколения к поко­лению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности; возникает на почве устно-поэтического народного творчества. Л. выража­ет мировоззрение, идеалы определенных классов и социальных групп. Творчество выдающихся деятелей художественной Л. знаменует важней­шие фазы развития мировой и национальной культуры. .

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность материальных ценно­стей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии исторического развития.

МЕНТАЛИТЕТ - образ, характер, особенности отношений, реакции, обусловленные традициями и факторами национального и культурно-исторического свойства.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - совокупность взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами на основные жизнен­ные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

МИСТИКА (от греч. - таинственный) - религиозная практика, имеющая цель переживание в экстазе непосредственного «единения» С богом.

МИФОЛОГИЯ (от греч. - предание, сказание + учение) - 1) сово­купность мифов (рассказов, повествований о богах и героях, демонах, ду­хах и др.), отражавших фантастические представления людей в доклас­совом и раннеклассовом обществе о Мире, природе и человеческом бытии. Наиболее известны образы М. Др. Греции, Др. Индии и др.; 2) наука, изучающая мифы, их возникновение, содержание, распространение; 3) М., как тип мировоззрения, характерна для различных исторических эпох.

МОДА (от лат. - мера, способ, правило) - 1) непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, М. характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произве­дений; в узком смысле - смена форм и образцов одежды; 2) непрочная, быстропроходящая популярность.

МОДЕРНИЗАЦИЯ (от франц. - новейший, современный) - измене­ние,. усовершенствование элементов культуры, отвечающее современным требованиям.

МУЗЫКА - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах) и активно воздействующих на психику человека. М. способна конкретно и убедительно передавать эмоциональное состояние людей. Музыкальная культура каждого народа обладает специфическими чертами, которые проявляются прежде всего в народной М. На основе народного творчества в соответствии с закономерностями эволюции об­щества развивается профессиональная М. М. часто сочетается с другими видами искусства; театр, кино, хореография. Различают М. одноголосную и многолосную гомофония, полифония. Жанры М.: героические и комиче­ские оперы, песня, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - художественная коллективная творче­ская деятельность, народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, придания, песни, сказки, эпос, музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изо­бразительное и декоративно-прикладное искусство. Н. т., зародившееся в глубине древности, является исторической основой всей мировой худо­жественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народ­ного самосознания.

НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой - вы­работка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

ОБРАЗ - 1) результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. На чувственной ступе­ни познания - ощущения, восприятия, представления; на уровне мышле­ния - понятия, суждения, умозаключения; 2) О. художественный - спо­соб и форма освоения действительности в искусстве, характеризующийся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов; 3) О. в христианстве - изображение святого, икона.

ОБРЯД - традиционные действия, сопровождающие важные момен­ты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. О., связанные с рождением, свадьбой, смертью (см. погребальный культ, ини­циация), называются семейными; сельскохозяйственные и др. О. - календарными.

ОБЫЧАИ - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

ПСИХОЛОГИЯ (от греч. - душа + учение) - наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведе­ния животных.

РЕАЛИЗМ (от лат. - вещественный, действительный) - 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объек­тивное отображение действительности; правда жизни, воплощенная специ­фическими средствами различных видов искусства; 2) исторически конк­ретная форма художественного сознания нового времени (Р. нового вре­мени); 3) направление в философии (средневековая схоластика, философ­ский Р. 20 в.)

РЕЛИГИЯ - мировоззрение, основанное на вере в существование той или иной разновидности сверхъестественного.

РИТУАЛ (от лат. - обрядный) - вид обряда, исторически сложив­шаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная сис­тема действий; выражает определенные социальные и культурные ценно­сти и взаимоотношения. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бы­товых отношений этикет, дипломатический протокол и т. п.

СИМВОЛ (от греч. - знак) - 1) в науке то же, что знак; 2) в ис­кусстве характеристика художественного образа с точки зрения его ос­мысленности, выражения им некой художественной идеи.

СИНКРЕТИЗМ (от греч. - соединение) - 1) нерасчлененность, ха­рактеризующая неразвитое состояние; 2) смешение, неорганическое сли­яние разнородных элементов, напр., различных культов в эпоху элли­низма.

СКУЛЬПТУРА (от лат. - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материа­лов. Главные жанры С. - портрет, исторические, бытовые, символиче­ские, аллегорические изображения, анималистический жанр. Различается круглая С. (статуя, группа, бюст), осматриваемая с разных сторон и рельеф (изображение располагается на плоскости фона). Монументальная С. (памятники, монументы) отличается значительностью идей, крупными формами, высокой степенью обобщения, связана е архитектурной средой; монументально-декоративная С. включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтон­ная, фонтанная, садово-парковая с.); станковая С., не зависящая от сре­ды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углуб­ленное содержание. Материалы С. - металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки - лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка и др.

СТИЛЬ - общность образной системы, средств художественной выра­зительности, творческих приемов, обусловленная единством идейного со­держания. Можно говорить о С. отдельного произведения, жанра, отдель­ного автора, а также о С. целых эпох или крупных художественных направлений;

СТРУКТУРАЛИЗМ - направление в гуманитарном знании, связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семио­тики, формализации в лингвистике, литературоведении, этнологии, исто­рии и др. Объект исследования С. - культура как совокупность знако­вых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама и т. д.). Основа структурного метода - выделение структуры как относительно устойчивой совокупности отношений. С. показал свою плодотворность при изучении культуры первобытных племен, в фольклористике и др. об­ластях.

ТАНЕЦ - вид искусства, в котором основное средство создания ху­дожественного образа - движение и положение тела танцовщика, тан­цевальное искусство - одно из древнейших проявлений народного твор­чества. У каждого народа сложились свои национальные традиции Т. С16 в. на этой почве сформировался сценический Т. (балет).

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно !но­вое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью. Т. Специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

ТЕАТР (от греч. - место для зрелищ, зрелище) - род искусства, спе­цифическим средством которого является сценическое действие, возникаю­щее в процессе игры актера перед публикой. Истоки Т. - в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых /народных обрядах.

ТЕХНИКА (от греч. - искусство, мастерство) - совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслу­живания непроизводственных потребностей общества.

ТРАДИЦИЯ (от греч. - передача) - передача в диахронном плане, т. е. от старших к младшим поколениям устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, ценностей и т. д., т. е. всего, что составляет костяк культуры.

ФИЛОСОФИЯ (от греч. - люблю + мудрость) - учение о мире и месте в нем человека, о его познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении к миру.

ФОЛЬКЛОР - народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. Различают Ф. словесный, музы­кальный, танцевальный и др.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД - способ отбора, обобщения, эстетической оценки и образного воплощения жизненного материала, связанных со способом познания и преобразования.

ЦЕННОСТИ - материальные и духовных объекты, способные удовлет­ворить потребности человека и общества.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. - гражданский, государственный) - в сов­ременном научном обиходе употребляется несколько значений данного по­нятия 1) синоним культуры; 2) уровень, степень общественного разви­тия, следующая за варварством; 3) эпоха деградации и упадка культуры; 4) наиболее распространенное значение этого понятия - определенная ступень общественного развития и материальной культуры, характерной для определенной общественно-экономической формации.

ЭКЛЕКТИЗМ (от греч. выбирающий) - механическое соединение раз­нородных, часто противоположных принципов, взглядов, теории, художе­ственных элементов 11 т. п.; В архитектуре и изобразительном искусстве­ сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор сти­листического оформления зданий и художественных изделий, имеющих качественно иной смысл и значение.

ЭПОС (от греч. - слово, рассказ, песня) - 1) в устном народном творчестве - героические сказания, былины (напр., в Др. Греции - «Или­ада» и «Одиссея»); 2) род художественной литературы наряду с расска­зом, романом, повестью; возникает в фольклоре.

ЭТНОЛОГИЯ (от греч. - народ + учение) - наука, изучающая бытовые и культурно-исторические особенности народов мира, проблемы их происхождения (этногенез), расселения и культурно-исторических взаимо­отношений народов.