Раздел VII. Культура эпохи возрождения
АКВАРЕЛЬ (от лат. - вода) - один из видов живописи красками (обычно с клеем растительного происхождения), разводимыми в воде и легко смываемыми ею. Основные качества живописи А. - прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы, чистота цвета. Еще в кон. 15 в. выдающийся мастер Северного Возрождения А. Дюрер создал множество великолепных А. Но в полной мере А. утвердилась в странах 3ап. Европы сравнительно недавно - в кон. 17 - нач. 18 вв. Особенно прославился своими А. английский художник У. Тернер. В России также было немало выдающихся акварелистов (К П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А Серов, М. А Врубель, В. И. Суриков, А П. Остроумова-Лебедева, П. П. Кончаловский, А.. А. Дейнека, Н. А. Тырса и др.).
АРС НОВА (от лат. - новое искусство) - прогрессивное направление во французской и итальянской музыке 14 в. Основные черты: отказ от использования исключительно жанров церковной музыки и обращение к светским вокально-инструментальным камерным жанрам, сближение с бытовой песенностью, использование различных музыкальных инструментов. Оказала влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства.
БАЛЕТ - вид специфического искусства, содержание которого pacкрывается в музыкально-танцевальных образах. Истоки в народном танце. Начал формироваться в Европе в 16 в. Основные средства выразительности - танец и пантомима. В создании балетного спектакля участвуют сценарист, композитор, балетмейстер, художник и артисты балета.
БАПТИСТЕРИЙ (от греч. - купель) - крещальня, помещение для крещения. В западноевропейских странах часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, завершенное куполом.
ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ европейских путешественников сер. 15- сер. 17 вв. Крупнейшие: открытие Америки в 1492 г. Колумбом, открытие морского пути И3 Европы в Индию 1497 - 99 гг. Васко да Гамой, первое кругосветное плавание Магеллана в (519-1522 П.; путешествия русских землепроходцев 16-17 вв. Открытие новых торговых путей и стран, захват и ограбление открытых земель, способствуя процессу первоначального накопления капитала и зарождению мирового рынка, положили начало колониализму.
ВОЗРОЖДЕНИЕ - период в культурном развитии стран Зап. И Центр. Европы (в Италии: 14-16 вв., в др. странах кон. 15-16 вв.) переходный к культуре Нового времени. Отличительные черты культуры В.: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название). В. возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 вв. его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей В. проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицание католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и др.). Пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройности мироздания придают искусству В. большую идейную значимость, величественный героический масштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, коллонады, своды, купола (архитекторы Брунеллески, Альберти Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники. (Донателло, Мазаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерландах, Дюрер, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности - передачей объема, пространства, света, изображения человеческой фигуры в том числе обнаженной и реальной cpeды - интерьера, пейзажа. Литература В. создала такие памятники непреходящей ценности как «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, драмы Шекспира, роман «Дон Кихот» Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо, антиклерикальная сатира Э.Ротердамского воплотили идеи В. в музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (фротолла и вилантелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением новых музыкальных жанров – сольные песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших утверждению гомофонии.
В эпоху В. рспространились философские идеи неоплатонизма и пантеизма, были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Великие географические открытия), астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Везалий). Идеи В. способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом объективно отвечали потребностям зарождавшегося буржуазного общества.
ГРАВЮРА - вид графики, в котором изображение является печатным. оттиском рельефного рисунка, нанесённого на доску гравером. В Европе возникла на рубеже 14-15 вв.
ГОМОФОНИЯ (от греч. - равный + звук, голос) - вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного голоса, обычно верхнего, и подчинение ему прочих голосов, образующих гармоничное сопровождение, аккомпанемент: Г. противоположна полифонии.
ГУММАНИЗМ (от лат. - человеческий, человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее религиозной схоластике средних веков.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ (ЗОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ) - название наиболее гармоничных пропорций, при которых устанавливаются равные отношния частей какой-либо формы между собой, так и каждой из этих частей в отдельности с целым (АВ:ВС--АС:АВ). Приближенно это отношение равно 5/3, точнее 8/5, 13/8 и т. д. Принципы 3. с. используются в архитектуре. В поисках гармонии художники интуитивно всегда следовали этому принципу, но теоретически он был сформулирован в эпоху Возрождения. Термин «3. с.» ввел Леонардо да Винчи.
ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. - розыск) - в католической церкви в 13-19 вв. судебно-полицейские учреждения для борьбы с ересями. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток. Еретики обычно приговаривались к сожжению на костре. В 16-17 вв. одно из основных орудий Контрреформации. Особенно свирепствовала И. в Испании.
КАЛЬВИНИЗМ - направление протестантизма. Основано Ж. Кальвином в эпоху Реформации (16 в.), наиболее соответствовал как религия интересам буржуазии того времени. Из Женевы проник во Францию, Нидерланды, Англию. Для К. характерны: доктрина абсолютного предопределения, проповедь «мирского аскетизма», республиканское устройство церкви.
КАНТАТА (от лат. - пою) - крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.
КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (комедия масок) - вид итальянского театра
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - церковно-политическое движение в Европе сер. 16--17 вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Главное орудие К. - инквизиция, монашеские ордена
ЛЮТЕРАНСТВО - направление протестантизма. Основано М. Лютером в 16 в. Впервые сформулировав основные положения протестантизма, Л., однако, менее последовательно, чем кальвинизм, воплотило их в жизнь.
МАДРИГАЛ - 1) в 14 - 16 вв. небольшое музыкально-поэтическое сочинение любовно-лирического содержания; 2) с 17 в. - небольшое стихотворение - комплимент. .
МАКИАВЕЛЛИЗМ - термин введен для определения политики, пренебрегающей нормами морали. Для упрочения государства все средства хороши, цель оправдывает средства. Основатель - итальянский политический мыслитель 15 в. Макиавелли.
МАНЬЕРИЗМ (от итал. - манера, стиль) - направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее, кризис гуманизма, для которого характерно утверждение устойчивости, трагические диссонансы бытия, власть сверхсил, субъективизм. Для произведений искусства этого стиля свойственна усложненность и изощренность формы.
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ - вид живописи масляными красками (краски на основе олиф). Исполняется главным образом на холсте, дереве, картоне и т. П., покрытых грунтом, или на известковой штукатурке (монумент. М. ж.). Техника разработана в нач. 15 в. братьями ван Эйк. Благодаря интенсивности тонов и тонкости цветовых переходов М. ж. обладает богатыми возможностями воссоздания зримой картины мира.
ОПЕРА (от итал. - сочинение) - музыкально-театральное произведение, сочетающее сольное, ансамблевое и хоровое пение, сценическое и декоративное искусство. О. возникла в 16 в. во Флоренции.
ОРАТОРИЯ (от лат. - говорю, молю) - музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и явной сюжетностью. Сложилась в кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские О.
ПЕЙЗАЖ - вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр, в котором основной предмет изображения - природа. Формирование П. как самостоятельного жанра в европейском искусстве происходит в эпоху Возрождения.
ПЛУТОВСКОЙ РОМАН - первая историческая форма европейского романа, зародился в Испании в 16 в. Повествует о похождениях ловкого пройдохи, авантюриста, обычно выходца из низов или деклассированного дворянина.
ПОЛИФОНИЯ (от греч - много + звук, голос) - вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов.
РЕВОЛЮЦИЯ ГУТЕНБЕРГА - изобретение Иоганном Гуттенбергом книгопечатного станка в сер. ) 5 в. в г. Майнус.
РЕНЕССАНС - то же, что Возрождение.
РЕФОРМАЦИЯ (от лат. - преобразование) - широкое общественное движение в Зап. и Центр. Европе 16 в.; носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви. Началось в Германии с выступления М. Лютера. Главный идеологический тезис сторонников Р. - требование «дешевой церкви» и отрицание духовенства в качестве посредника Бога на Земле. Основные направления Р.: бюргерско-буржуазное (Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); народное, соединявшее требование. упразднения католической церкви с. борьбой за уничтожение феодальной эксплуатации (Т. Мюнцер), королевско-княжеское, отражавшее интересы монархов и светских феодалов, стремившихся захватить земельные богатства церкви. Р. положила начало протестантизму.
РОМАНИЗМ (от лат. - римский) - направление в. нидерландском искусстве 16 в., эклектически соединявшее некоторые темы (античная мифология, обнаженная натура) и отдельные достижения (научная перспектива, анатомия) итальянского искусства Возрождения со старой нидерландской живописной традицией.
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - общепринятое понятие, применяемое по аналогии с итальянским Возрождением, к культуре и искусству 15-16 вв. в странах Зап. Европы, лежащих к северу от Альп.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат: - мирской, светский) - 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. С. активно проводилась во время Реформации; 2) в Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви; 3) освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.
СЕРЕНАДА - песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары выражающая чувства к возлюбленной. Наибольшее распространение получила в эпоху Возрождения в быту у южных народов.
СОНЕТ - стихотворение из 14 строк; возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма.
ТИТАНИЗМ - качество возрожденческой личности, отличающейся исключительностью ума, силой духа и многообразием таланта.
УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ (от лат. - общий, всеобщий) всесторонность развития природных способностей человека, раскрывшаяся в наибольшей степени в эпоху Возрождения.
УТОПИЯ (от греч. нет + место, т. е. место, которого нет) - изображении идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, а также обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 в.).
ЭМПИРИЧЕСКАЯ НАУКА (от греч. - опыт) - наука, основанная на опыте (астрономия, география, археология, анатомия). Э. н. получила активное развитие в эпоху Возрождения.
- Объяснительная записка
- Программа курса «мировая художественная культура и искусство»
- Часть I. Зарубежная культура и искусство
- Часть II. Отечественная культура и искусство
- Тематика практических занятий
- Тема 6. Греческая мифология
- Тема 11. Культура и политика в XX в.
- Тема 12. Традиции и обычаи русского народа
- Тема 13. Европеизация культуры в XVIII в.
- Тема 14. Золотой век русской культуры
- Тема 15. Своеобразие советской культуры.
- Рейтинговые задания
- Рейтинговые задания для первого модуля
- Рейтинговые задания для второго модуля
- Глоссарий
- Раздел I. Теория культуры
- Раздел II. Первобытная культура
- Раздел III. Культура древних цивилизаций
- Раздел IV. Античная культура
- Раздел V. Возникновение и развитие христианства
- Раздел VI. Культура европеиского средневековья
- Раздел VII. Культура эпохи возрождения
- Раздел VIII. Культура нового времени
- Раздел IX. Культура хх века
- Раздел х. Русская культура
- Именной указатель: