Раздел VIII. Культура нового времени
АБСОЛЮТИЗМ (от лат. - неограниченный) - форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При А. феодальное государство, достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция. Расцвет А. - в 17-18 вв. в странах Зап. Европы. В России существовал в 18 - нач. 20 вв. (см. Самодержавие) Ликвидирован в большинстве стран буржуазными революциями.
АКАДЕМИЗМ - направление в изобразительном искусстве, сложившееся в художественных академиях 16-19 вв. Следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты.
АМПИР (от фр. - империя) - стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор, опора на художественное наследие Рима, древнегреческой архаики, Др. Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль А. сложился в период империи Наполеона во Франции, где его отличало великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров. В ряде стран А. стал выражением идей государственной независимости, отстаивавшейся в антинаполеоновских войнах. Таков и русский А., давший классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров. А. Н. Воронихин, В. П. Стасов), монументальных скульптур (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).
БАРОККО (от итал. - странный, причудливый) - основное стилевое направление в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв, связанное с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготевшее к торжественному стилю, в то же время отразило антифеодальные устремления, прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Для архитектуры Б. (Л. Бернини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Л. Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии),- эффективные декоративные композиции, парадные портреты. Для музыки Б. характерны декоративная пышность, сильные аффекты, стремление к синтезу искусств.
БОГЕМА (от названия фр. романа Анри Мюрже «Жизнь богемы» 1848) - обозначение среды художественной интеллигенции (актеров, музыкантов, художников, литераторов), ведущей беспорядочную и беспечную жизнь; образ жизни, быт такой среды.
ДАРВИНИЗМ - материалистическая теория эволюции (история развития органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина. Эволюция, по Дарвину, осуществляется в результате взаимодействия трех основных факторов: изменчивости, естественного отбора и наследственности.
ДЕИЗМ (от лат. - бог) - религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значимую роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв.
ДЕКАДАНС (от лат. - упадок) - наименование кризисных явлений культуры кон. 19-20 вв., отмеченные настроениями безнадежности, неприятия жизни.
ДЖАЗ - род профессионального музыкального искусства, сложившийся в США на рубеже 19-20 вв. на основе синтеза европейских и африканских музыкальных культур. Характерные черты - полиритмия, тембровое своеобразие, коллективная импровизационность. Ведущие жанры Д. - танцевальные и песенные.
ЕВРОПЕИЗМ - направление европейской политической философии Нового времени, выражающее главные идеалы и устремления европейской цивилизации. Это такой тип мышления, когда каждая проблема рассматривается в европейском контексте, когда проявляется воля к объединению наций и культур, в частности, через более тесное их сотрудничество во всех областях общественной: жизни, Е, продолжает активно господствовать и в 20в.
ЗАПАДНЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ - тип мировоззрения, в основе которого нередко лежит противопоставление индивида обществу. Моральная ориентация индивидуализма - интересы и потребности человека.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от фр. - впечатление) - направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв. представители которого стремились наиболее естественно, и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои впечатления. И. зародился в 1860-х гг. во фр, живописи: Э. Мане, О.Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть, непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений, и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80гг. сформировался И. во фр. пейзаже: К Моне, К Писсаро, А.Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатство красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение' сложных тонов на чистые цвета (накладывание на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев интерес И. к мгновенному движению, текущей форме восприняли скульпторы (О. Роден, М. Россо, П. Трубецкой). Для музыкального И. кон. 19- нач. 20 вв. (К Дебюсси, М. Равель, П. Дюка), сложившегося под влиянием И. в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, интерес к тембровой и гармоничной красочности.
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (от лат. - неразумный) - находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему.
КАПИТАЛИЗМ - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и наемном труде. Возник в эпоху разложения феодализма (16 в.), его генезис связан с первоначальным накоплением капитала, простым товарным производством; устанавливается, как правило, в результате буржуазной революции (первая произошла в 16 в. в Нидерландах). Создание прибавочной стоимости- основной экономический закон К. Конкуренция вынуждает постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство, что способствует быстрому развитию производительных сил, постоянным переворотам в технике, сопровождающимися углублением разделения труда. В ходе накопления капитала обостряются противоречия К, которые приводят к экономическим кризисам. Рост концентрации и централизации производства и капитала приводит на рубеже 19-20 вв. к образованию монополий. Монополистический К. определяют как высшую стадию - империализм (от лат. - власть, господство).
КЛАССИЦИЗМ (от лат. - образцовый) - стиль и направление в литературе и искусстве 18 - нач. 19 вв., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. К сложился во Франции, отразив подъем абсолютизма. В 18 в. К был связан с буржуазным Просвещением и выразил гражданские идеалы, буржуазно-революционные устремления. К, основывавшийся на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе стремился к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Вместе с тем К. были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса. Соответственно возвышенным этическим идеям эстетика К. устанавливала иерархию жанров - «высоких» (трагедия, эпопея, ода и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня и т. д.). В литературе: трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, комедии Мольера, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко во Франции, творчество И. В. Гете, Ф. Шиллера в Германии, оды, М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина в России. Архитектуре К присущи четкость и геометризм форм; логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором (Ж, А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К И. Росси в России). Изобразительное искусство отличается логическим развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, ведущей ролью плавного, обобщенного рисунка (Н. Пуссен, Ж. Л. Давид во Франции, А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, И. П. Мартос в России). К сер. 19 в. К переродился в безжизненный академизм.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - возник с 30-х п. 19 в. Ведущие принципы К р. объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность изображения наряду с использованием, особенно в реализме 20 в., условных форм художестве иной фантазии (мифа, символа, гротеска); преобладающий интерес к проблеме личности и общества в их связанности и противостоянии. Реализм 19 в. всесторонне развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального, бездуховного прогресса в (буржуазной цивилизации; поэтому его название - «К р.» (определение М. Горького). Идеи К. р. содействовали становлению социалистического реализма. Среди крупнейших представителей в различных видах искусства - Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, JI. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. Твен, Т. Манн, У. Фолкнер, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин.
ЛИТОГРАФИЯ (от греч. - камень + описывать) - способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 г. Изображение на литографический камень наносят жирной тушью. Л. допускает широкое тиражирование.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в Новое время и 20 в., рассчитанных на массовое потребление, т. е. подчиненного ему (по аналогии с поточно-конвейерной индустрией) как своей цели. М. к. ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на массового потребителя. М. к. возникает с развитием массового производства и распространяется с помощью средств массовой коммуникации. К М. к. относится популярная культура, индустрия развлечений, спорт, потребительская культура и т. п.
МОДЕРН (от фр. - новейший, современный) - стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 - нач. 20 ВВ., Стремясь преодолеть эклектизм буржуазной художественной культуры 19 в., представители М. использовали новые техническо-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных. зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Представители: Х. ван де Вельде (Фолькванг - музей в Хагене), Ч. Р. Макинтош (Школа искусств в Глазго), Г. Гимар (оформление метрополитена в Париже) , Ф. О. Шехтель (Ярославский вокзал, бывший особняк Рябушинского в Москве). Изобразительное и декоративное искусство М. отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
НАТУРАЛИЗМ (от лат. - природа) - 1) направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети 19 в. (Э. Золя, братья Гонкур, Э. Мане и др.). Исходило из представления позитивизма о полном предопределении судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Стремилось к «объективному», бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя свой метод научному исследованию. Направление неоднородно: критическое, демократическое, подчас декадентство; 2) в философии - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все вне природное, «сверхъестественное». Н. был одним из ведущих принципов европейской просветительной мысли 17-18 вв.
НАТЮРМОРТ (от фр. - мертвая природа) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, цветы, атрибуты какой-либо деятельности и т. .д.). Н. возник В Голландии и Испании в 17 в. В истории искусства. сложилось два основных типа Н.: в одном - вещи говорят прежде всего не о самих себе, а своем хозяине (П. Клас, В. Хеда, Ф. Снейдерс, Ю. И. Пименова, Ю. М. Непринцева и др.), в другом - вещи изображаются, скорее, как нечто самоценное (Ф. Сурбарана, П. П. Кончаловский, И. И. Машков, и др.). Оба типа не всегда воплощаются в чистом виде (К С. Петров-Водкин) .
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС - единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники; основа социального прогресса. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16 - 18 вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретические и экспериментальные решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства с кон. 18 в. - наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга; современный этап определяется научно-технической революцией.
НЕОКЛАССИЦИЗМ - общее название художественных течений 2-0Й пол. 19-20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения, классицизма. В 1870-80-х п. немецкие «неоидеалисты» - живописцы Х. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдебранд противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в архитектуре 20 в. О. Пер ре во Франции, П. Беренс в Германии, И. Жолтовский, И. Фоман в России; скульпторы А. Майольво Франции, А. Матвeeв в России). С апологетикой буржуазной действительности связан Н. в архитектуре Великобритании 1910-20-х гг. и США 1950-60-х гг., в американской живописи 1930-х гг. В фашистской Германии и Италии 11. был официальным стилем. Литература Н. характеризуется ориентацией на античную и классическую трагедию и лирику, подчеркнутые благородство, строгость 11 ясность стиля, противопоставляющиеся как декадансу, так и критическому реализму. Н. часто называют классицизмом 18 - нач. 19 вв., в отличие от классицизма 17 в.
ОПЕРЕТТА (от итал. - маленькая опера) - музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются с разговорными диалогами. О. сложилась в сер. 19 в. в Париже. Для ранних образов характеры: сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 - нач. 20 в. ведущее положение занимает венская О. Свои школы О. сложились и в др. странах. Современная О. развивается на основе национальной комической оперы, народной и массовой песенности. Наиболее известные создатели о.: Ж. Оффенбах, Н. Штраус. Ф. Легар, И. Кальман, и. О. Дунаевский и др.
ПЛЕНЭР (от греч. - открытый воздух) - в живописи - воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленной солнечным светом и атмосферой. Впервые применено в импрессионизме.
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ (от лат. - после + фр. - впечатление) - общее название течений в живописи кон. И - нач. 20 вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, П. противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. К П. относят П. Сезанна, В. ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека.
ПРАВИЛО ТРЕХ ЕДИНСТВ - строгое соблюдение в искусстве, прежде всего в драматургии, единства времени (24 часа), места и действия, которое в определенной мере регламентирует творческий процесс. Наиболее ярко проявилось в драматургии классицизма.
ПРИМИТИВИЗМ - в искусстве кон. 19-20 вв. следование нормам искусства «примитивов» (первобытное и народное творчество. Интерес к стилизации народного и традиционного искусства возбудило творчество П. Гогена. В 20 в., наряду с искренним непосредственным выражением народных экстатических представлений мастерами .из народа (Н. Пиросманишвили), распространен романтический культ «наивного», не испорченного цивилизацией творчества (А. Руссо, А. Мозес), вызывающий отказ от устоявшихся норм художественной культуры.
ПРОСВЕЩЕНИЕ - прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму; послужило .идеологической .подготовкой ряда буржуазных революций (особенно Великой французской революции. Крупнейшие представители П. - Дж. Локк в Англии, Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Г. Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И. В. Гете в Германии, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн в США. В России П. возникло в 18 в. (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Oсновныe идеи: установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», политической свободы и гражданского равенства. Большое значение отводили распространению знаний.
ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ - политика абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й пол. 18 в.; выражалась в уничтожении «сверху» И В преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству. реформы - крестьянская, судебная, школьного обучения, смягчение цензуры и др.). Представители П. а. (Иосиф II в Австрии', Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России и др.), используя популярность идеи французского Просвещения, изображали свою деятельность как союз философов и государей.
РОКОКО (от фр. - декоративный мотив в виде раковины) - стилевое направление в европейском искусстве 1-й пол. 18 в. ДЛЯ Р., связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры. В искусстве Р. господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но не глубоки. Р. принадлежит к высшим достижениям искусства 18 в. по изысканности, декоративной красоте ассиметричных композиций, по духу интимности, комфорта и внимания к личному удобству.
РОМАНТИЗМ - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения, буржуазном прогрессе, Р. противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разрыв идеала и социальной действительности - основа романтического мировоззрения и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной природы соседствует с мотивами«мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска. Интерес к национальному прошлому (нередко его идеализация), традициям фольклора .и культуре своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике Р. В музыке Р. сложился в .20-е гг. 19 в. под влиянием литературы Р. и развивался в тесной связи с ним (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне). Характерное для Р. внимание к внутреннему миру человека выразилось в культуре субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в Р. В изобразительном искусстве Р. наиболее ярко проявился в живописи И графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре напр., (ложная логика). Большинство национальных школ Р. в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Гл. представители Р. в литературе - В. Скотт, Дж. Байрон, В. Гюго, А. Мицкевич, Э. По, М.Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев; в музыке - Ф. Шуберт, К Beбер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве - живописцы э. Дедакруа, Т. Жерико, Дж. Констебл. В России романтические мотивы характерны для творчества О. А. Кипренского, А. О. Орловского и др.
СЕНСУАЛИЗМ (от лат. - восприятие, чувство) - направление в гносеологии, согласно которому чувственность является основой и главной формой познания. Противостоит рационализму. Основной принцип С. «нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах» - разделяли как материалисты (Т. Гоббс, Дж. Локк, К Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах), так и идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм).
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от фр. - чувство) - течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. С. провозглашал культ естественного чувства, природы, был не чужд патриархальной идеализации. Гл. представители - С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж. Ж. Руссо, в России - Н. Карамзин.
СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910 гг..; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа (как многозначно-иносказательного и логически непроницаемого образа) «вещей в себе» и идей. находящихся за пре. делами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скрытым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетленной красоте», С. в мистифицированной форме, усложненной подчас мотивами декадентского индивидуализма, выразил неприятие буржуазного образа жизни и позитивизма в искусстве, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие и приятие мировых социально-исторических сдвигов. Гл. представители С. в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб; в изобразительном искусстве - П. Гоген, М. К Черленис. М. Врубель.
СИМФОНИЯ (от греч. - созвучие) - музыкальное произведение для симфонического оркестра, высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип С. сложился в кон. 18 - нач. 19 вв. (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). У композиторов - романтиков большое значение приобрели лирические С. (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон), программная (Г. Берлиоз, Ф. Лист). Важный вклад в развитие С. внесли композиторы 19-20 вв. (А. Брукнер, А. Дворжак, Я. Сибелиуси др.). Значительно место С. в русской музыке (А. П. Бородин, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян и др.).
СОНАТА - музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в циклической форме. Обычно состоит из 3-4 частей. Классический тип С. сложился в кон: 18 в. В творчестве И. Гайдна и В. А. Моцарта; вершина в развитии жанра - сонаты Л. Бетховена. Значительные сочинения в жанре С. создали Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ в западноевропейской музыке, А. Н. Скрябин, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др. в русской.
СЮИТА (от фр. - ряд, последовательность) - инструментальное, циклическое произведение из ряда' контрастирующих частей. От сонаты и симфонии С. отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. С 17-18 вв. С. состояла из танцев, в 19 - 20 вв. создаются оркестровые С.
УТИЛИТАРИЗМ (от лат. - польза, выгода) - принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; основанное И, Бентамом позитивистское направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков; наибольшее распространение получило в Великобритании в 19 в.
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - учения об идеальном обществе основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие "У. с.» восходит К сочинению Т. Мора «Утопия»(16 в.). У. с. стремился построить совершенную социальную систему, исходя из принципов разума, справедливости, свободы, равенства, братства. Многие из них видели путь преобразования общества не в революционной борьбе, а в пропаганде социалистических идей. Крупнейшие представители У. С.: Г. Мабли, Г. Бабеф, К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский.
ФРЕЙДИЗМ - общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции З. Фрейд и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Ф. следует отличать от психоанализа как конкретного метода анализа бессознательных психических процессов, принципам которого Ф. придает универсальное значение. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, Ф. стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений.
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ (от греч. - обучение по всему кругу знаний) французские просветители, участвовавшие во главе с Д. Дидро в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств, и ремесел» (35 тт., 1751-1780 гг.).
- Объяснительная записка
- Программа курса «мировая художественная культура и искусство»
- Часть I. Зарубежная культура и искусство
- Часть II. Отечественная культура и искусство
- Тематика практических занятий
- Тема 6. Греческая мифология
- Тема 11. Культура и политика в XX в.
- Тема 12. Традиции и обычаи русского народа
- Тема 13. Европеизация культуры в XVIII в.
- Тема 14. Золотой век русской культуры
- Тема 15. Своеобразие советской культуры.
- Рейтинговые задания
- Рейтинговые задания для первого модуля
- Рейтинговые задания для второго модуля
- Глоссарий
- Раздел I. Теория культуры
- Раздел II. Первобытная культура
- Раздел III. Культура древних цивилизаций
- Раздел IV. Античная культура
- Раздел V. Возникновение и развитие христианства
- Раздел VI. Культура европеиского средневековья
- Раздел VII. Культура эпохи возрождения
- Раздел VIII. Культура нового времени
- Раздел IX. Культура хх века
- Раздел х. Русская культура
- Именной указатель: