Раздел I. Теория культуры
АККУЛЬТУРАЦИЯ (от лат. – к + образование, развитие) - процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа.
АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. - человек + учение) - учение о происхождении и эволюции человека (о природе (сущности) человека).
АРХАИЧНЫЙ (от греч. - древний) - старинный, древний, ранний этап в историческом развитии какого-либо явления.
АРХЕОЛОГИЯ (от греч. - древний + учение) - наука, изучающая историю и культуру общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей - вещественным памятникам.
АРХЕТИП (от греч. - начало + образ) - 1) изначальные, врожденные психические структуры, образы, составляющие содержание так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов и др. (по К. Юнгу); 2) прообраз первоначальный образ. А. составляет основу общечеловеческой символики. А. служат питательной почвой творчески продуктивного воображения, играют особое значение в искусстве.
АРХИТЕКТУРА (от греч. - строитель), зодчество) - здания и др. сооружения, создающие среду, необходимую людям для их жизни И деятельности, искусство проектировать и строить сооружения в соответствии с назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. А. составляет область материальной культуры. В то же время как вид искусства А. входит в сферу духовной культуры.
АССИМИЛЯЦИЯ - 1) уподобление, слияние, усвоение; 2) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.
ВАНДАЛИЗМ - бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.
ГАРМОНИЯ (от греч. - соответствие, согласие, созвучие) - эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы.
ГЕНЕЗИС (от греч. - происхождение, развитие) - происхождение: возникновение в широком смысле - момент зарождения и последующий процесс развития.
ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. - разъясняющий, истолковывающий) 1) искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации; 2) учение о понимании, методологическая основа гуманитарных наук.
ГРАФИКА (от греч. - пишу) - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Г. делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп и др.), Книжную И газетную, журнальную (иллюстрации, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная Г., почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Выразительные средства Г. - контурная линия, штрих, пятно, фон листа, с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение.
ГУМАННОСТЬ (от лат. - человеческий, человечный) - человечность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству.
ДЕГРАДАЦИЯ – постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных свойств, качеств.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту и художественная обработка утилитарных предметов. В Д.-п. и. используется литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения Д.-п. и. эстетически обогащают предметную среду, окружающую человека. Возникнув в глубокой древности, Д.-п. и. стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с нач, 20 в. - также с художественным конструированием (дизайн).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – труд человека по преобразованию окружающего мира и самого себя.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (от лат. - разность, различие) - расчленение, разделение целого на различные части, формы, ступени.
ДУАЛИЗМ (от лат. - двойственный) - 1) двойственность; 2) философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал .идеального и материального.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность духовных ценностей, которые включают в себя результаты предметной деятельности человека (машины, сооружения, художественные произведения, нормы морали, права, результаты познания и т. д.), а также знания, умения, навыки, религия.
ДУХОВНОСТЬ - социально-культурный феномен, свойственный человеку, группе людей или обществу в целом, основанный на единстве высоких нравственных, интеллектуальных и эстетических сущностных качеств человека.
ЖАНР - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. Понятие «Ж.» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.
ЖИВОПИСЬ-вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Идейный замысел произведений Ж. конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета. Жанры Ж.: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная Ж. (стенные росписи, плафоны, панно), станковая Ж. (картина), декорационная Ж. (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра, диорама и панорама. Основные технические разновидности
ИННОВАЦИЯ - новообразование, нововведение, новое явление.
ИНФОРМАЦИЯ (от лат. - разъяснение, изложение) - первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или др. способом; с сер. 20 в. общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом.
ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. - целый) - понятие, обозначающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
ИСКУССТВО - художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное И., музыка, танец, театр, кино и др. разновидности человеческой деятельности как художественно-образные формы отражения действительности.
ИСТОРИЯ (от греч. - рассказ о прошедшем, об узнанном) - 1) процесс развития природы и общества; 2) комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
КАНОН от греч. - норма, правило - система правил, норм, господствующая в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющая основные структурные. закономерности конкретных видов искусства напр., в пластике Др. Египта утвердился К. пропорций человеческого тела, который был впоследствии теоретически осмыслен в античности, средневековье иконографический К, Ренессансе, классицизме.
КОММУНИКАЦИЯ (от лат. - делаю общим, связываю, общаюсь) общение, передача от человека к человеку информации в процессе деятельности.
«КОНТРКУЛЬТУРА» - обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи «:новые левые», Хиппи, битники, панки и др.). Протест против окружающей действительности принимает у них различные формы: от пассивных до экстремистских.
КОНФОРМИЗМ (от лат. - подобный) - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих идей, отсутствие собственной позиции, беспринципное, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.
КУЛЬТ (от лат. - почитание) - 1) один из основных элементов религии, совокупность действий, имеющих целью дать видимое выражение религиозному поклонению; 2) чрезмерное возвеличивание чего-либо или кого-либо.
КУЛЬТУРА (от лат. - возделывание, обработка) в современном научном обиходе существует более 200 определений понятия «К». Приведем наиболее употребляемые значения: 1) К. как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в. процессе исторического развития; 2) К как система внебиологически приобретенных и внебиологически наследуемых форм человеческой деятельности; 3) К. как информационно-символико-иерархическая система.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в этнологии, согласно которому каждое явление культуры возникает единожды в одном месте. Наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра. На той или иной территории выявляется определенное сочетание элементов материальной и духовной культуры и конструируется «культурный круг». Вся история культуры сводится к перемещению, и напластованиям нескольких «культурных кругов», оторванные от конкретных народов - создателей культуры.
ЛИТЕРАТУРА (от лат. - написанное) - произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная Л., научная Л.). Как художественная продукция Л. понимается как явление искусства. Художественная Л. хранит, накапливает 11 передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности; возникает на почве устно-поэтического народного творчества. Л. выражает мировоззрение, идеалы определенных классов и социальных групп. Творчество выдающихся деятелей художественной Л. знаменует важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры. .
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии исторического развития.
МЕНТАЛИТЕТ - образ, характер, особенности отношений, реакции, обусловленные традициями и факторами национального и культурно-исторического свойства.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - совокупность взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами на основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации.
МИСТИКА (от греч. - таинственный) - религиозная практика, имеющая цель переживание в экстазе непосредственного «единения» С богом.
МИФОЛОГИЯ (от греч. - предание, сказание + учение) - 1) совокупность мифов (рассказов, повествований о богах и героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей в доклассовом и раннеклассовом обществе о Мире, природе и человеческом бытии. Наиболее известны образы М. Др. Греции, Др. Индии и др.; 2) наука, изучающая мифы, их возникновение, содержание, распространение; 3) М., как тип мировоззрения, характерна для различных исторических эпох.
МОДА (от лат. - мера, способ, правило) - 1) непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, М. характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле - смена форм и образцов одежды; 2) непрочная, быстропроходящая популярность.
МОДЕРНИЗАЦИЯ (от франц. - новейший, современный) - изменение,. усовершенствование элементов культуры, отвечающее современным требованиям.
МУЗЫКА - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах) и активно воздействующих на психику человека. М. способна конкретно и убедительно передавать эмоциональное состояние людей. Музыкальная культура каждого народа обладает специфическими чертами, которые проявляются прежде всего в народной М. На основе народного творчества в соответствии с закономерностями эволюции общества развивается профессиональная М. М. часто сочетается с другими видами искусства; театр, кино, хореография. Различают М. одноголосную и многолосную гомофония, полифония. Жанры М.: героические и комические оперы, песня, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - художественная коллективная творческая деятельность, народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, придания, песни, сказки, эпос, музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Н. т., зародившееся в глубине древности, является исторической основой всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания.
НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
ОБРАЗ - 1) результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. На чувственной ступени познания - ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления - понятия, суждения, умозаключения; 2) О. художественный - способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующийся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов; 3) О. в христианстве - изображение святого, икона.
ОБРЯД - традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. О., связанные с рождением, свадьбой, смертью (см. погребальный культ, инициация), называются семейными; сельскохозяйственные и др. О. - календарными.
ОБЫЧАИ - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
ПСИХОЛОГИЯ (от греч. - душа + учение) - наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведения животных.
РЕАЛИЗМ (от лат. - вещественный, действительный) - 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности; правда жизни, воплощенная специфическими средствами различных видов искусства; 2) исторически конкретная форма художественного сознания нового времени (Р. нового времени); 3) направление в философии (средневековая схоластика, философский Р. 20 в.)
РЕЛИГИЯ - мировоззрение, основанное на вере в существование той или иной разновидности сверхъестественного.
РИТУАЛ (от лат. - обрядный) - вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий; выражает определенные социальные и культурные ценности и взаимоотношения. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений этикет, дипломатический протокол и т. п.
СИМВОЛ (от греч. - знак) - 1) в науке то же, что знак; 2) в искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи.
СИНКРЕТИЗМ (от греч. - соединение) - 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние; 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, напр., различных культов в эпоху эллинизма.
СКУЛЬПТУРА (от лат. - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Главные жанры С. - портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Различается круглая С. (статуя, группа, бюст), осматриваемая с разных сторон и рельеф (изображение располагается на плоскости фона). Монументальная С. (памятники, монументы) отличается значительностью идей, крупными формами, высокой степенью обобщения, связана е архитектурной средой; монументально-декоративная С. включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая с.); станковая С., не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание. Материалы С. - металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки - лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка и др.
СТИЛЬ - общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейного содержания. Можно говорить о С. отдельного произведения, жанра, отдельного автора, а также о С. целых эпох или крупных художественных направлений;
СТРУКТУРАЛИЗМ - направление в гуманитарном знании, связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации в лингвистике, литературоведении, этнологии, истории и др. Объект исследования С. - культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама и т. д.). Основа структурного метода - выделение структуры как относительно устойчивой совокупности отношений. С. показал свою плодотворность при изучении культуры первобытных племен, в фольклористике и др. областях.
ТАНЕЦ - вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа - движение и положение тела танцовщика, танцевальное искусство - одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои национальные традиции Т. С16 в. на этой почве сформировался сценический Т. (балет).
ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно !новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью. Т. Специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.
ТЕАТР (от греч. - место для зрелищ, зрелище) - род искусства, специфическим средством которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки Т. - в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых /народных обрядах.
ТЕХНИКА (от греч. - искусство, мастерство) - совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.
ТРАДИЦИЯ (от греч. - передача) - передача в диахронном плане, т. е. от старших к младшим поколениям устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, ценностей и т. д., т. е. всего, что составляет костяк культуры.
ФИЛОСОФИЯ (от греч. - люблю + мудрость) - учение о мире и месте в нем человека, о его познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении к миру.
ФОЛЬКЛОР - народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. Различают Ф. словесный, музыкальный, танцевальный и др.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД - способ отбора, обобщения, эстетической оценки и образного воплощения жизненного материала, связанных со способом познания и преобразования.
ЦЕННОСТИ - материальные и духовных объекты, способные удовлетворить потребности человека и общества.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. - гражданский, государственный) - в современном научном обиходе употребляется несколько значений данного понятия 1) синоним культуры; 2) уровень, степень общественного развития, следующая за варварством; 3) эпоха деградации и упадка культуры; 4) наиболее распространенное значение этого понятия - определенная ступень общественного развития и материальной культуры, характерной для определенной общественно-экономической формации.
ЭКЛЕКТИЗМ (от греч. выбирающий) - механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теории, художественных элементов 11 т. п.; В архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления зданий и художественных изделий, имеющих качественно иной смысл и значение.
ЭПОС (от греч. - слово, рассказ, песня) - 1) в устном народном творчестве - героические сказания, былины (напр., в Др. Греции - «Илиада» и «Одиссея»); 2) род художественной литературы наряду с рассказом, романом, повестью; возникает в фольклоре.
ЭТНОЛОГИЯ (от греч. - народ + учение) - наука, изучающая бытовые и культурно-исторические особенности народов мира, проблемы их происхождения (этногенез), расселения и культурно-исторических взаимоотношений народов.
- Объяснительная записка
- Программа курса «мировая художественная культура и искусство»
- Часть I. Зарубежная культура и искусство
- Часть II. Отечественная культура и искусство
- Тематика практических занятий
- Тема 6. Греческая мифология
- Тема 11. Культура и политика в XX в.
- Тема 12. Традиции и обычаи русского народа
- Тема 13. Европеизация культуры в XVIII в.
- Тема 14. Золотой век русской культуры
- Тема 15. Своеобразие советской культуры.
- Рейтинговые задания
- Рейтинговые задания для первого модуля
- Рейтинговые задания для второго модуля
- Глоссарий
- Раздел I. Теория культуры
- Раздел II. Первобытная культура
- Раздел III. Культура древних цивилизаций
- Раздел IV. Античная культура
- Раздел V. Возникновение и развитие христианства
- Раздел VI. Культура европеиского средневековья
- Раздел VII. Культура эпохи возрождения
- Раздел VIII. Культура нового времени
- Раздел IX. Культура хх века
- Раздел х. Русская культура
- Именной указатель: