Copyright © Андреева е. Г.
Этот приём, производит юмористический эффект, как будто внезапно нагрянула весёлая шумная ватага и вовлекла в водоворот бурного движения.
Большому развитию в Лондонских симфониях подверглись Разработки. Новаторство Гайдна заключается в том, что его Разработки строятся путем мотивного вычленения. От темы ГП и ПП отделяется короткий, и наиболее яркий, запоминающийся отрезок, который подвергается самостоятельному развитию:
он непрерывно модулирует в разные тональности
звучит в разных регистрах
и у разных инструментов
Это придает Разработке динамичный характер, а часто такое развитие связано с минорными тональностями и приобретает драматический оттенок. Главной особенностью Разработки является её тональная неустойчивость.
Реприза сонатной формы никогда не бывает простым повторением Экспозиции. И, хотя темы ГП и ПП возвращаются в той же последовательности, что и раньше, однако в Репризе в них может быть изменена фактура, оркестровка и продолжительность звучания. Кроме того, в Репризе все темы всегда звучат в основной тональности и, тем самым, утверждают её тонику.
Вторые части - медленные – имеют различный характер. Часто это сфера созерцательной лирики, но иногда могут быть использованы песенные или маршевые темы. Нередко во вторых частях Гайдн использует вариационную форму, например, в симфонии № 94 в качестве темы вариации использована популярная мелодия.
А в симфонии № 103 вторая часть написана в форме двойных вариаций. Первая тема заимствована из хорватской народной песни. А вторая имеет маршеобразный характер.
Другой вариант использования формы в медленных частях представляет симфония № 104. Здесь использована сложная 3-х частная форма с разработочной серединой и варьированной Репризой. Основная тема второй части – прекрасный образец гайдновской созерцательной лирики. В этой теме ощущается лёгкий оттенок танцевальности. Во всех разделах формы эта тема станет главным объектом развития.
Шедевром зрелого стиля Гайдна являются его Менуэты. Они идеально гармонируют со всем художественным строем Лондонских симфоний. Своеобразно и индивидуально выражено в них народно-жанровое начало. Менуэты гайдновских симфоний далеко ушли от чопорного, галантного, придворного танцевального стиля. Они приобрели характер деревенских танцев с неожиданными акцентами, ритмическими сдвигами, нарочито грубоватой поступью, имитирующей прихлопы и притопы.
Часто это имеет юмористический эффект и создает картину деревенского веселья, полную очарования и неожиданностей.
Финалы симфоний Гайдна – логическое завершение художественного замысла. Они поддерживают структуру цикла. В их основе лежит жанрово-бытовой материал, но в отличие от Менуэтов, он не столько образно-наглядный, сколько обобщающий. Отражение основной идеи произведения в Финалах преобладает над конкретностью изображения. Часто Гайдн использует форму Рондо-сонаты, так её возможности отвечают главному содержанию Финалов - создавать непрерывность движения в развитии только одной основной темы. Финалы отражают дух веселья и радости бытия.
Если в Финалах бывают контрасты, то они скорее красочного, внешнего характера. Например, в финале симфонии № 104 отражена картина праздника и все проникнуто танцевальной стихией. Основная тема финала изложена таким образом, что её народное происхождение сразу же очевидно.
- Симфоническое творчество Гайдна
- Жанр симфонии в творчестве гайдна
- Copyright © Андреева е. Г.
- Copyright © Андреева е. Г.
- Copyright © Андреева е. Г.
- Особенности симфонизма гайдна
- (На примере Лондонских симфоний)
- Copyright © Андреева е. Г.
- Copyright © Андреева е. Г.
- Copyright © Андреева е. Г.
- Copyright © Андреева е. Г.
- Copyright © Андреева е. Г.