logo
8 стр Симфоническое творчество ГАЙДНА +++

Copyright © Андреева е. Г.

Во всех симфониях без исключения сохраняется 4-х частный цикл с определённой последовательностью частей:

I часть - Allegro

II часть - Andante

III часть - Менуэт

IV часть - Финал

Первая часть - всегда сонатная форма, (т.е. сонатное Allegro)

Вторая - вариационный цикл или сложная 3-х ч. форма

Менуэт - всегда сл. 3-х ч. форма da capo с контрастным Трио

Финал - обычно Рондо или Рондо-соната, реже сонатная форма.

Общие признаки этих 12-и симфоний настолько очевидны, что поначалу даже заслоняют своеобразие каждой из симфоний. Так, например, из двенадцати симфоний

Таким образом, чаще всего Лондонские симфонии начинаются кратким медленным Вступлением торжественного или созерцательного характера, обычно в темпе Adagio или Largo. Вступление резко контрастирует с последующим Allegro. Такого рода Вступления преемственно связаны с первым разделом Grave - оперной французской увертюрой Люлли. Подобным образом также, начинались некоторые Concerto grossi и сюиты эпохи Барокко.

Обычно медленные Вступления в Лондонских симфониях Гайдна не связаны тематически с последующим Allegro. Чтобы усилить контраст между Вступлением и сонатным Allegro, Гайдн иногда использует во Вступлении палаллельный moll. Примером подобного рода является начало симфонии № 104.

Но встречаются исключения - например, мажорное Вступление в симфонии №103 Es-dur. Впоследствии эта тема Вступления в несколько ином облике предстанет в СП.

А в коде I части она появится в своем основном виде, перебрасывая, тем самым, арку к началу I части. Но такие примеры встречаются очень редко.

Яркий контраст между медленным Вступлением и последующим Allegro компенсирует отсутствие контраста между ГП и ПП партиями. Это становится одной из характерных особенностей Лондонских симфоний. Темы главных и побочных партий носят народный песенно-танцевальный характер. Между ГП и ПП Гайдн использует только тональный контраст: в мажоре ГП – изложена в основной тональности, а ПП – в доминантовой, (в миноре тональности ГП и ПП являются параллельными)

Обращает на себя внимание тот факт, что во всех Лондонских симфониях - ГП в Экспозиции исполняет струнная группа в динамике p. По форме ГП представляют собой период повторного строения.

ГП и ПП в I частях могут быть построены на одном тематическом материале, как, например, в симфонии № 104.

Но, даже в тех случаях, когда ГП и ПП партии различны по тематическому материалу, то по кругу образов и характеру музыки они во многом похожи друг на друга, например, в I части симфонии № 103.

Особую роль играет в Экспозиции СП. Основная её функция - соединить между собой тональности ГП и ПП. И хотя это самые близкие, родственные тональности, однако, СП у Гайдна всегда очень велика по объему. Она появляется неожиданно и вносит в Экспозицию яркий контраст. Это происходит в тот момент, когда группа струнных завершает на piano тему ГП. В тот момент, когда тема ГП заканчивается тоникой основной тональности, внезапно весь оркестр весело врывается на forte или ff и начинается СП.