logo
8 стр Симфоническое творчество ГАЙДНА +++

Copyright © Андреева е. Г.

Композитор упорно работал над тематическим материалом, искал методы его развития и определял тональные закономерности. В связи с этим, большое внимание Гайдн уделял сонатной форме

Параллельно с этим, постоянно велась работа над симфоническим циклом в целом. Все новое проверялось и отбиралось в каждодневной практике. Для Гайдна крайне важным было:

Вначале основное внимание Гайдна было сосредоточено на I части симфонического цикла, в котором неизменно использовалась сонатная форма. Для Гайдна был важен сам тематизм симфонии, с его предельной выразительностью. Большое внимание Гайдн уделял главным темам симфонии – ГП и ПП, способным передать новое содержание в рамках Экспозиции. Постепенно складывались формы, наиболее отвечающие характеру основных тем.

Но, в конце концов, Гайдна заинтересовали способы развития, которые могли обнаружить скрытые от всех возможности основных тем симфонии. В связи с этим, большим и качественным изменениям подвергся второй раздел сонатной формы - Разработка. Основным приёмом развития для Гайдна стала мотивная разработка тем или принцип мотивног вычленения.

Короткие мотивы становились независимыми от основной темы. Они зазвучали в Разработке в разных тональностях и голосах оркестра, переплетались друг с другом в неожиданных сочетаниях, получали новое мелодическое продолжение или завершение. Мотивная техника развития обогащалась также полифоническими приёмами - имитациями и контрапунктами. Все это придавало развитию в сонатной разработке небывалую прежде действенность.

И хотя мотивная работа встречалась не только в музыке Гайдна, но именно у него в творчестве этот прием стал универсальным. Мотивная разработка из года в год совершенствовалась. Она содержательно углубила симфонию и принципиально отделила её от жанров и форм бытовой музыки.

Результаты многолетней работы в области симфонии привели к тому, что в творчестве Гайдна:

Вся эта титаническая работа была направлена на главное - симфония постепенно отходила от музыки быта. Из музыки развлекательной она превращалась в глубоко содержательное произведение, требующего внимательного осмысления. Постепенно в симфониях Гайдна выявлились черты стиля, свойственные произведениям крупного плана, которые предназначались для концертных залов.

Вершиной в развитии симфонизма Гайдна явилось создание 12 Лондонских симфоний. Они заметно отличаются от других произведений написанных в жанре симфонии. Их отличает идеальная чистота стиля, значительность содержания и строжайшее чувство меры. "Лондонские симфонии" объединяет конкретность замысла, художественной идеи, конструкции цикла и характера частей. Это даёт основание говорить об определенном типе симфонии, который сложился в результате творческих исканий Гайдна. В "Лондонских симфониях" отражены характерные приемы его композиторской техники и стиля. В каждой из симфоний этого цикла рука великого мастера угадывается сразу.

Поэтому следует подробно остановиться на всех характерных особенностях, присущих позднему Гайдну