logo
8 стр Симфоническое творчество ГАЙДНА +++

Copyright © Андреева е. Г.

У виолончелей и контрабасов звучит октавный органный пункт на Тонике - по типу волыночного баса. А первые скрипки играют тему ГП, мелодия которой напоминает популярную хорватскую песню.

Также, ГП родственна чешской народной песне "Будь со мной, милый мой". На этом же материале построена и первая тема ПП.

Но вот неожиданный контраст возникает во второй теме ПП. На фоне всеобщего, праздничного веселья эта тема отражает нежный лирический образ, как будто в суете танцевального движения становишься невольным свидетелем украдкой брошенного, влюбленного взгляда.

Таков типический облик Лондонских симфоний в целом. Четыре части цикла отражают характерный для композитора круг образов. Но, в каждой из четырех частей цикла при всей определённости их функций, заложена особая композиционная идея. Причем, Гайдн в каждой симфонии проявляет редкостную изобретательность, остроумие и авторскую интерпретацию народных по своему происхождению, ем.

При общности в главном, симфонии Гайдна нескончаемо разнообразны в индивидуальных деталях. Отличия заключены, прежде всего, в самих темах. Также, индивидуальный облик симфониям придают особенности тематического развития и оркестровка.

В Лондонских симфониях Гайдн закрепляет классический состав симфонического оркестра. Тяжелая медь в оркестре Гайдна - тромбон и туба – полностью отсутствует. Кларнеты полноправно вошли в состав деревянных духовых только в двух последних Лондонских симфониях - № 103 и № 104.

Ведущую роль в оркестре Гайдна играют первые скрипки - им поручается изложение основного тематического материала. Однако флейты и гобои очень часто удваивают партию скрипок или чередуются с ними в проведении темы.

Партия виолончелей и контрабасов записана на одном нотном стане. Эти инструменты играют одну и ту же басовую партию – только контрабасы играют на октаву ниже виолончелей.

Валторны и трубы исполняют весьма скромную функцию, лишь подчёркивая гармонию и ритм. И лишь в тех случаях, когда все инструменты оркестра играют tutti, на forte, тогда валторны и трубы участвуют на равных правах с другими инструментами. Но такие случаи бывают очень редко.

В заключение хочется отметить, что в последние годы жизни Гайдна окружали почет и уважение. Его высоко ценили и признали во всем культурном мире. Никогда ещё он не одерживал таких триумфов. Ему оказывали всякие почести, выбивали в его честь медали. Он был почетным членом:

В последний раз Гайдна публично чествовали в Вене весной 1808 года в связи с его 76-и летием. Это происходило в зале университета. Исполнялась его оратория "Сотворение мира". Среди множества слушателей на этом торжестве присутствовал Бетховен. Все, кто знал Гайдна, говорили о нем, как о человеке чуждого праздности и тщеславия, о ясности его духа, о его доброжелательности к людям и доброте. Но также, отмечали его волю и умение идти к намеченной цели.

Немецкий музыковед А. Эйнштейн так сказал о Гайдне:

-"Это величайшее чудо, что из простого мальчика-хориста собора св. Стефана в Вене, из скромного бедного венского композитора, вышел не уличный музыкант, а великий Гайдн".