НАЧАЛЬНАЯ ПОРА
В 30-х годах Н. Я. Мясковский написал по просьбе Г. Н. Хубова «Автобиографические заметки о творческом пути» для журнала «Советская музыка». Личность композитора запечатлелась в них с большой отчетливостью— в их жестко самокритическом тоне, в их крайней сдержанности не менее, чем в сообщаемых фактах.
Характерны уже первые страницы:
«Биография моя особого интереса не представляет, и если я пишу эти заметки, то только для того, чтобы показать, как в условиях и среде, далеко, в сущности, чуждых искусству, сперва инстинктивно, а затем сознательно высвобождалось мое музыкальное призвание.
Отец мой был военным инженером и по роду своей службы нередко менял местопребывание. Родился я в
<стр. 11>
крепости Новогеоргиевск [1] Варшавской губернии, где с 1881 года провел первые семь лет моей жизни. Музыкальных впечатлений, кроме залезания под рояль, когда на нем играли, и странно сохранившегося в памяти мотива марша, под который дрессированный бык ходил по бревну под куполом цирка Саламонского в Варшаве, — не припоминаю.
Далее — Оренбург. Детские впечатления — верблюды, кукуруза, росшая почему-то у нас во дворе, тучи пыли и одуряющая жара, от которой мы, ребята, спасались в речке
- Предисловие
- НАЧАЛЬНАЯ ПОРА
- ВЫБОР ПУТИ
- ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
- ГОДЫ РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА
- СТИЛЬ
- ТРУДНЫЕ ГОДЫ ПРИЗНАНИЯ
- ПОВОРОТ
- НА ПУТИ К ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЙ
- «МОМЕНТЫ ГЛУБОКОЙ ТИШИНЫ И ПОКОЯ»
- В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
- ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ ЖИЗНИ
- Список основных сочинений Н. Я. Мясковского
- I. Симфоническая музыка
- Симфонии
- Симфониетты, поэмы, увертюры и пр.
- II. Концерты
- III. Камерные инструментальные ансамбли