logo
Кунин И

НА ПУТИ К ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЙ

Сейчас, многие годы спустя, надо признать, что не в области героико-эпической музыки лежали наиболее крупные достижения Мясковского. В этом жанре у него были отдельные удачи, в других же случаях возникали только академически-добротные, написанные с уверенным мастерством и лучшими намерениями, но недостаточно жизнеспособные симфонии (сильнее выразилось героико-эпическое начало в творчестве, например, Прокофьева, Шапорина). Однако в те же 30-е годы определились иные возможности, полнее раскрывались иные стороны дарования Мясковского. Приведем любопытные суждения критиков. Они вполне принадлежат своей эпохе, но позволяют вместе с тем зорче и глубже оценить процессы, протекавшие в творчестве Мясковского. Происходит кристаллизация нового, возвышенно-лири-

<стр. 125>

четкого стиля. Она начинается в романсах и квартетax и лишь затем утверждается в сфере симфонии.

«В 30-е годы появилась общая для всей советской музыки потребность восполнить недостававшую творчеству предшествующих лет н е п о с р е д с т в е н н у ю л и р и ч н о с т ь . Эта потребность, как известно, сильно повлияла на песенное искусство