ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
«В начале 1907 года кончался срок моей обязательной выслуги (по полтора года за каждый год обучения в инженерном училище), и я думал, что препятствий уже не будет для свободного осуществления моих намерений; первые полгода надеялся как-нибудь маскироваться, так как не был уверен, что военное начальство разрешит мне учиться в гражданском — только что
<стр. 30>
(в 1905 г.) воевавшем за свою автономию учебном заведении.
Поступление в консерваторию мне удалось (разрешения военного начальства никто не спросил), хотя на гармонизации хорала я чуть не срезался (выручила складно написанная на данную Глазуновым тему модуляционная прелюдия), но мне было поставлено в обязательство посещать и гармонию (я поступил в класс контрапункта к Лядову). Это крайне осложнило мои военно-служебные дела, так как приходилось проявлять феноменальную изворотливость, чтобы всегда поспевать на службу, не пропускать уроков и притом много работать. Я довел технику работы до того (я посещал еще класс оркестровки у Римского-Корсакова, который не любил лодырей), что по выполнении всех заданий у меня даже оставалось свободное время, причем и на службе высшее начальство ничего не замечало (ближайшее, к счастью, было ко мне дружески расположено).
В 1907 году я, наконец, к огорчению отца, который все еще не терял надежды на мое возвращение в лоно инженерного дела, попросился в отставку (запас). Мне ее дали через год, а пока отпустили в длительный (без содержания) отпуск со странной оговоркой — чтобы я не поступал ни в какое гражданское учебное заведение. Я особенно не волновался, так как “уже” был в консерватории.
Первый год мне пришлось туго, так как хотя я и жил у отца, но никаких иных денежных ресурсов не имел, и только с лета я начал немного зарабатывать уроками. Это лето (1907) я считаю первым, когда почувствовал себя уже почти профессионалом; оно и в творческом отношении было продуктивным: четыре фортепианные сонаты, из которых две — многочастные (одна op. 6), дюжина мелких фортепианных пьесок, струнный квартет в 4 -х частях, наконец, 1-й цикл вполне “грамотных” романсов на слова Баратынского (ор. 1);
<стр. 31>
по рекомендации Лядова появились первые ученики (по гармонии); завязалась тесная дружба с одноклассниками: Б. В. Асафьевым, сочинявшим тогда детские оперы (“Золушка”, “Снежная королева”) и ухитрявшимся ставить их на детских любительских сценах; С. С.
- Предисловие
- НАЧАЛЬНАЯ ПОРА
- ВЫБОР ПУТИ
- ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
- ГОДЫ РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА
- СТИЛЬ
- ТРУДНЫЕ ГОДЫ ПРИЗНАНИЯ
- ПОВОРОТ
- НА ПУТИ К ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЙ
- «МОМЕНТЫ ГЛУБОКОЙ ТИШИНЫ И ПОКОЯ»
- В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
- ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ ЖИЗНИ
- Список основных сочинений Н. Я. Мясковского
- I. Симфоническая музыка
- Симфонии
- Симфониетты, поэмы, увертюры и пр.
- II. Концерты
- III. Камерные инструментальные ансамбли