Сочинения для других инструментов
Еще более парадоксальное в глазах историка положение складывается в эпоху Ренессанса в других областях инструментальной музыки. О сочинениях для сольных инструментов (помимо лютни, органа, клавира) вообще говорить не приходится. Музыка же для инструментальных ансамблей почти до конца XVI века еще не самоопределяется в смысле жанров, тематики, общего склада, основ формообразования. Между тем сведения об огромном количестве музыкальных инструментов, о процессах их усовершенствования (скрипка уже близка к своей классической конструкции, изобретены тромбон и фагот, создаются целые семейства однородных инструментов и т. д.), об их участии в придворных и городских празднествах, об исполнении танцев в быту, о выступлениях странствующих музыкантов и народных оркестров (о них сохранились, например, подробные сведения в Париже) — все это так конкретно, так «материально», что никаких сомнений о месте инструментальных ансамблей в музыкальной жизни Западной Европы ни у кого возникнуть не может. Ансамбли инструментов часто изображались живописцами того времени. У Мемлинга,
305
как уже упоминалось, еще около 1480 года изображен ансамбль (или малый оркестр) из десяти различных (струнных — смычковых и щипковых — духовых и портатива) инструментов.
Много раньше Ян ван Эйк написал (в полиптихе Гентского алтаря) группу ангелов, играющих на позитиве, арфе и фидели. При церковных процессиях в Падуе звучали лиры, виолы и виолоне. Джованни Беллини изобразил на площади св. Марка ансамбль из цинков (рогов), тромбонов, виолы да браччо, лютен. Два или три инструмента в домашней или иной интимной обстановке, в интерьере или на открытом воздухе можно видеть на многих полотнах живописцев (классический пример — «Концерт» Джорджоне). Известно, что предпочтение духовым инструментам отдавалось на севере Европы (традиция городских трубачей), струнные же особо культивировались в Италии. Целые коллекции инструментов были собраны при дворе Медичи во Флоренции, при дворе д'Эсте в Ферраре. К середине XVI века в Италии наряду с известными органистами, лютнистами, виолистами и певцами выдвинулись и имена виртуозов на духовых инструментах: Антонио дель Корнето, тромбонист Дзахарие да Болонья и другие. В составе инструментальной капеллы герцога Бургундского находились арфисты, трубачи и другие исполнители на духовых инструментах, виелисты, лютнисты, органисты. Еще более обширной по составу инструментов всех родов была капелла д'Эсте в Ферраре. Различались в быту музыкальные ансамбли по своему назначению. Так, на гравюрах начала XVII века «Танец в обществе» идет под ансамбль из двух виол да браччо, виолы да гамба и лютни, а «Крестьянский танец» — под ансамбль деревянных духовых (шалмен и поммеры).
Однако музыкальные произведения, написанные для определенных ансамблей, почти полностью отсутствуют в ту эпоху. Репертуар ансамблей, по-видимому, смыкается в одних случаях с репертуаром лютни (танцы, обработки песен), в других — с репертуаром органа (появляются ричеркары для ансамблей без указания инструментов), в третьих — даже с большим кругом вокальных произведений (мотеты, фроттолы, вилланеллы, chansons, мадригалы). Известно, что сплошь и рядом мадригалы, например, исполнялись не только при участии инструментов, но и одними инструментами. Порой составы этих инструментальных ансамблей оказывались достаточно своеобразными, чтоб не сказать больше. Так, например, сохранилась рукопись 1579 года, в которой мадригалы Орландо Лассо переложены таким образом: шестиголосный мадригал «Guardamo almo pastore» — для двух тромбонов и цинка, семиголосный «Occhi perce'si lieti» — для пяти тромбонов и двух цинков, шестиголосный «Poi che'l camin» — для трех тромбонов, двух поммеров и одного цинка и т. д. Разумеется, существовали переложения и для более «камерных» ансамблей с участием виол, лютен и клавишного инструмента. Но все это были переложения, а не оригинальные пьесы. Ричеркары для нескольких инструментов (без более точных указаний) известны
306
ранее канцон, например, по изданию «Musica nova» (1540). Современные исследователи утверждают, что старейшая из известных канцон для инструментального ансамбля относится к 1572 году и вошла в пятую книгу пятиголосных мадригалов Вичентино 60. В 1579 году была опубликована «Arie di Canzon francese per sonare» во второй книге четырехголосных мадригалов М. Индженьери. И та и другая канцоны не имеют каких-либо специфических отличий от широко известных канцон для органа и являются как бы инструментальным вариантом вокально-полифонической формы.
- Т.Ливанова история западно-европейской музыки до 1789 года том первый По XVIII век
- XV век. Ранний ренессанс 82
- XVI век. Ренессанс 110
- XVII век 198
- Введение музыкальная культура античности
- Средние века музыкальная культура раннего средневековья
- Новые явления в музыкальной культуре средневековья
- Трубадуры, труверы, миннезингеры
- Духовная лирика
- Развитие многоголосия. Школа нотр-дам. Новые жанры
- Ars nova во франции. Гийом Машо
- Эпоха возрождения введение
- Ars nova в италии. Франческо Ландини
- XV век. Ранний ренессанс переходный период. Истоки нидерландской школы. Джон Данстейбл
- Гийом Дюфаи, Жиль Беншуа и другие мастера их поколения
- Иоханнес Окегем
- Якоб Обрехт
- XVI век. Ренессанс музыкальная культура эпохи, жоскен депре и судьбы нидерландской школы
- Французская песня
- Светские вокальные жанры в италии. Фроттола, Вилланелла, Мадригал. Лука Маренцио. Карло Джезуальдо Ди Веноза
- Реформация в германии. Немецкая песня. Протестантский хорал. Мейстерзингеры. Ханс Сакс
- Ренессанс и наступление контрреформации
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- Орландо Лассо
- Венецианская школа андреа и джованни габриели
- Некоторые итоги эпохи возрождения в других странах
- Инструментальная музыка
- Музыка для лютни
- Музыка для органа
- Сочинения для других инструментов
- Теоретическая мысль на рубеже нового периода. Некоторые итоги
- XVII век введение от XVI к XVIII веку
- Опера и крупные вокальные жанры в италии
- Начало оперы во флоренции
- Опера в мантуе и риме
- Клаудио Монтеверди
- Опера в венеции. Франческо кавалли
- Опера в неаполе. Алессандро скарлатти
- Кантата и оратория
- Опера во франции. Жан батист люлли
- Музыкальный театр в англии. Генри пёрселл
- Музыкальный театр в испании
- Песня, оратория и опера в германии
- Оратория и другие духовные вокальные жанры. Генрих Шюц
- Опера. Райнхард Кайзер
- Инструментальная музыка
- Музыка для органа. Ян питерс свелинк. Джироламо фрескобальди. Самюэль шайдт иоганн якоб фробергер. Иоганн пахельбель. Дитрих Букстехуде
- Музыка для клавира, от английских верджинелистов к Франсуа Куперену Великому
- Музыка для инструментальных ансамблей. От ранней венецианской к болонской школе. Генри Пёрселл. Арканджело Корелли
- Инструментальный концерт и музыка для скрипки соло. Генрих Игнац Бибер. Арканджело Корелли. Антонио Вивальди
- Приложения. Нотные примеры
- Указатель имен
- Содержание
- Дополнения Гентский Алтарь The Ghent Altarpiece- Cathedral of St. Bavon at Ghent (Oak Panels- Completed 1432) Jan & Hubert van Eyck